Кировский рабочий. 1959 г. Ноябрь.

4 К И Р О В С К И И Р А Б О Ч И И 27 ноября 1959 г., № 142 (4832) «Не быть игрушкои ретра, а мощно про­ резать воздух в желае­ мом направлении», — мечтал знаменитый в грошлом воздухоплава­ тель М. Т. Лаврентьев, ступая на склоне своей РУССКИМ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ М. Т. ЛАВРЕНТЬЕВ (К 125-летию со дня рождения) Выиграть может каждый при- Начал Михаил Тихонович со- жиз- оружать воздушный шар. Семья, ни к разработке проекта управ- студенты, столовавшиеся в хар- ляемого летательного аппарата, чевне, и даже их профессора К сожалению, мечту свою осу- помогали ему в осуществлении ществить он не успел: подвело: его дерзкого замысла. Он истра- сердце. М. Т. Лаврентьев — замеча­ тельный русский самородок. Вся его жизнь — страстная мечта о завоевании воздуха, самоотвер жеиная работа по развитию рус­ ского воздухоплавания. Ничего не жалел ’ Михаил Тихонович для этого— ни сил, ни ума, ни здоровья, ни средств. Не лег­ ким, но ярким представляется нам жизненный путь этого смельчака. ...1842 год. Восьмилетнего сына тамбовского крепостного крестьянина Лаврентьева заби­ рает помещица от семьи для «черной* работы на господском дворе. Впереди у него «карье­ ра» лакея, кузнеца. Убирая барскую библиотеку, юноша-крепостной сам учится читать, писать, рисовать. И вот ом—художник-декоратор в кре­ постном театре. По воле случая вскоре попадает он в Сибирь: хозяйка-помещица обменяла сво­ его художника на приглянувшу­ юся собаку заезжего гостя. Женитьба Михаила па девуш ке, сосланной в Сибирь за уча­ стие в крестьянском «бунте», повлекла за собой жестокую порку. Молодую жену крепост­ ного Степаниду хозяин решил использовать для собственных утех. Лаврентьев сильно избил насильника. Закованную в кан­ далы, молодую чету отправили (п харьковскую тюрьму по ме­ сту прежнего жительства Сте­ паниды, Там, в тюрьме, и застало их ^освобождение»- отмена крепо­ стного права. На свободе очути­ лись они без всяких средств к существованию, с маленьким ре­ бенком иа руках. Но Лаврентьев недаром был мастером на все руки. Нанялся он поваром в ма­ ленькую харчевню, где питались неимущие студенты Харьковско­ го университета. Накопив денег, стал совладельцем, а позже и хозяином харчевни. Жадно на бросился Михаил Тихонович на книги. Студентов, которые да- ьали ему уроки, кормил бес­ платно. Больше всего увлекался физикой метеорологией, хи­ мией. Когда узнал, что люди уже научились летать по возду­ ху на воздушных шарах, его мом и сердцем завладела го­ рячая мечта как бы полететь самому. гил все свои сбережения, за­ ложил личные вещи, вплоть до платья жены. И вот настал сча­ стливый день: 28 апреля 1874 года Лаврентьев на своем аэро­ стате объемом в 1.150 куб. мет­ ров поднялся в воздух и бла­ гополучно приземлился. Но радость была омрачена: воздушный шар при доставке в город сгорел. Хорошо, что на помощь пришла общественность Харькова: посыпались пожертво­ вания. устраивались концерты и спектакли. На эти средства был построен второй аэростат. ) 8 июня того же года Михаил Тихонович совершил второй по­ лет, взяв с собой четырех пас­ сажиров. Смелый человек стал героем Харькова. Все старались помочь ему. Но их пожертвова­ ний и доходов от харчевни не хватало на организацию новых полетов. Харчевня и все иму­ щество Лаврентьева были про­ даны за долги. Семья его, пре­ вратившись в труппу бродячих актеров, вынуждена была не­ сколько лет скитаться по горо­ дам и селам России. Однако мечта о полетах не покидала воздухоплавателя. В Ростове-на-Дону случай свел его с офицерами—помещиками братьями Бессоновыми. Увлека­ ясь воздухоплаванием и мечтая о полетах, они приняли все рас­ ходы по постройке аэростата на себя, а Лаврентьеву предложи­ ли быть их инструктором. Ми­ хаил Тихонович научил своих компаньонов управлять аэроста­ том. По существу они явились первыми русскими офицерами- пилотами: в России в то время хотя и существовала «Комиссия по применению воздухоплава­ ния, голубиной почты и сторо­ жевых вышек к военным це­ лям», но свободных полетов еще не было, поднимали вверх толь­ ко иа привязи, да и то под ру­ ководством иностранных ин­ структоров. Бессоновы с Лаврентьевым устраивали показательные поле 1 ы в Таганроге и Одессе. Од нажды они едва не погибли: кре­ стьяне дальнего района, куда они залетели, еще не видели и пе слышали о воздушных ша­ рах и решили, что к ним спу­ стился сам сатана. На воздухо­ плавателей устремилась боль­ шая толпа людей, вооруженных Awuuwnmuiu\uu»«MiJ»wiuw»unmi»i»tHiw>«»»ii Обязательства [рудящиеся металлургическом и машиностроительной промышлен­ ности Венгрии взяли на себя обя­ зательства перевыполнить общий годовой план но производству про­ дукции на I миллиард форинтов и план по производству экспорт- ной продукции на 200 миллионов Форинтов. За истекшие 10 месяцев эти обязательства значительно пере­ выполнены. Предприятия выпу- перевыполнены стили н честь съезда Венгерской социалистической рабочей партии сверх плана 40 тысяч тонн сталь­ ного проката, 241 грузовую авто­ машину, 140 тракторов, 33 авто­ буса, 4 пассажирских железнодо­ рожных вагона, 2300 мотоциклов и значительное количество другой продукции. Успешно трудятся рабочие и других отраслей промышленности. (ТАСС). ГД Р обогнала Западную Германию по потреблению масла Согласно этим данным, в пе­ риод с июля по сентябрь 1959 го­ да потребление масла в Западной Германии составило 2,1 килограм­ ма, а в ГДР оно было не менее 3,5 килограмма на душу населе­ ния. (ТАСС). Агентство АДIi передало данные боннского министерства продо­ вольствия, а также соответствую­ щих органов ГДР, свидетельству­ ющие о гом, что Западная Герма­ ния все сильнее отстает от Гер­ манской Демократической Респуб­ лики в области потребления масла на душу населения. вилами и косами. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не находчивость Лаврентьева. Расстегнув рубаху, он показал висевший у него на груди на­ тельный крест, рассказал, что он не посланец ада, а русский православный крестьянин. В 1880 году образовалось ^Первое русское общество воз­ духоплавателей». Одним из на­ чинаний этого общества была организация воздушно-почтовой линии на неуправляемых аэро­ статах между Петербургом и Архангельском. Возможность та­ ких полетов была научно обос­ нована, нужны были искусные пилоты. И этими* пилотами со­ гласились быть Лаврентьев и один из братьев Бессоновых. Для начала они решили совер­ шить на воздушном шаре пе­ релет из Ростова в Петербург. Однако смерть одного из брать­ ев Бессоновых помешала совер­ шить этот перелет. Воздушная линия из-за недостатка средств так и не открылась. Между тем воздухоплаванием г- России заинтересовались мно­ гие. В Петербурге началась по­ стройка замечательного по тому времени дирижабля конструк­ ции Костовича. На военном поле с Красном селе под Петербур­ гом в 1882 году стал строить свой первый в мире самолет А. Ф. Можайский. Приступил к разработке проекта управляемо­ го летательного аппарата и М. Т. Лаврентьев. Был ли это дирижабль или самолет — неиз­ вестно: документов не сохрани­ лось. До конца своих дней самоот­ верженно служил М. Т. Лав­ рентьев делу завоевания возду­ ха. Но при царизме это не было оценено по достоинству. Между тем его роль в развитии русско­ го воздухоплавания очень вели­ ка. Достаточно сказать, что, на­ пример, в 1874 году во всей России состоялось десять поле­ тов на аэростатах и пять из них совершил М. Т. Лаврентьев. Его полеты способствовали пропа­ ганде и популяризации воздухо­ плавания среди широких масс населения. Имя М. Т. Лаврентьева' и по­ ныне чтят советские люди— все, кто любит отечественный воз­ душный флот и законно гордит­ ся его богатой, героической ис­ торией и традициями. Евг. БУРЧЕ. Член Советского националь­ ного объединения историков естествознания и техники при Академии наук СССР. В октябре 1959 года проходила третья сессия Верховного Совета СССР пятого созыва, которая ут­ вердила Государственный бюджет иа 1960 год, составленный «а ос­ нове плана развития народного хозяйства СССР. Решающее значе­ ние в доходной части госбюджета имеют поступления средств от социалистического хозяйства, ко­ торые в J960 году составят свы­ ше 700 миллиардов рублей, или более девяти десятых всех дохо­ дов государственного бюджета на­ шей страны. Одним из дополнительных ис­ точников поступления средств в госбюджет являются средства, по­ ступающие от населения по вкла­ дам, по Государственному трех­ процентному внутреннему выиг­ рышному займу, который выпу­ щен правительством СССР в 1947 году. Облигации трехпроцентного займа пользуются большим спро­ сом среди населения. Сберегатель­ ными кассами Кировска в 1959 году продано облигаций на два миллиона рублей. По этому займу с начала его выпуска было проведено 71 ос­ новной и 12 дополнительных ти­ ражей. Следующий— 72-й основ­ ной тираж— состоится 30 ноября. В связи с тем, что количество выигрышей в проводимых тира­ жах остается неизменным, воз­ можность выиграть с каждым гаражом увеличивается. Облигации-тоехпроцентного зай­ ма свободна продаются и поку­ паются сберегательными кассами. А. ЗИНИЧЕВА . Инспектор центральной сбе­ регательной кассы № 2001. Колючие строки СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА Так часто бывает в нашем городе. Вам нужно узнать рас­ писание поездов. Снимаете те­ лефонную трубку. — Алло, алло! Это вокзал? — Да, вокзал... — Скажите, где можно уз­ нать расписание поездов? — Соединяю с начальником вокзала... Проходит минута, две. — Не отвечает. — Соедините, пожалуйста, с кассой. — Там нет телефона. — Но где все же можно уз­ нать расписание поездов или ча­ сы работы кассы? — Это коммутатор. У нас пет расписания. Соединяю с ба­ гажной кассой... Не отвечает. — А где все-таки можно уз­ нать? — Это не наше дело. — Щелк, щелк, короткие гудки— разговор окончен. Вам так и не удалось ничего добиться. Вот такие диалоги частенько происходят между абонентами и телефонистками вокзала. Изо дня в день продолжается эта бесконечная сказка про белого бычка. Неужели нельзя ничего придумать, чтобы можно было быстро и легко узнать на стан­ ции Кировск расписание движе­ ния поездов? Очень хотелось бы получить на это ответ от адми­ нистрации вокзала и станции Кировск. В. ГЕОРГИЕВ. По следам неопубликованных писем В редакцию поступило письмо, автор которого написал, что нет освещения у автобусной останов­ ки в поселке Кукисвумчорр и у моста по улице Пронченко. Главный инженер горэлектросе- ти т. Катанов сообщил на запрос редакции, что у остановки авто­ буса электроосвещение имеется, приняты меры к регулярному ос­ мотру уличного электроосвещения. Мост по улице Пронченко ос­ вещался комбинатом «Апатит» от электросети рудника имени С. М. Кирова и обслуживался персона- 15 печати опубликован указ президиума Народного собрания \лбанин об амнистии в связи с J5-й годовщиной освобождения страны. А м н и с т и я в Ал б а н и и Указ об амнистии распростра­ няется на многие категории осуж­ денных, за исключением лиц, со­ вершивших тяжкие преступления против народа. (ТАСС). Заявление руководства Итальянской коммунистической партии Р,; 'уководство Итальянской ком­ мунистической партии опублико­ вало заявление, посвященное жи­ лищным проблемам и вопросам квартирной платы. Руководство компартии подвергает критике по­ литику правительства в этой об­ ласти и предлагает ряд мер с целью осуществления широкой программы строительства дешевых домов и значительного снижения квартплаты. В заявлении, в частности, со­ держится требование положить конец частной спекуляции в жи­ лищном строительстве, вызываю­ щей рост квартирной платы. Ру­ ководство компартии призывает правительство начать широкое фи­ нансирование строительства де­ шевых домов. (ТАСС). Митинг трудящихся Хельсинки В Хельсинки состоялся боль­ шой митинг рабочих города и ок­ рестностей, организованный коми­ тетом сотрудничества 68 профсо­ юзов. Эта многотысячная демон­ страция солидарности рабочих бы­ ла проведена в связи с кампанией по переключению коллективных договоров, касающихся несколь­ ких сот тысяч рабочих и служа­ щих Финляндии. Рабочие требуют повышения заработной платы, не­ медленного принятия закона о страховании по безработице, вве­ дения 40-часовой рабочей недели, улучшения социального законода­ тельства. (ТАСС). лом рудника. В настоящее время освещение моста рудником не про­ изводится, электропроводка на мосту оборвана, светильники по­ биты. Горэлектросет ь восстановит электроосвещение моста: проло­ жит новые провода, установит но­ вые светильники в количестве че­ тырех штук и поставит столб для подключения к общей сети улич­ ного освещения поселка в срок до декабря 1959 года. С е г о д н я и з а в т р а 0 Кинотеатр «Большевик». Се­ годня кинофильм «Золотой эше­ лон». Завтра— «Мамлюк». © Дворец культуры комбината «Апатит». Сегодня кинофильм «Где ты, друг мой». Завтра— «Зо­ лотой эшелон». В большом зале—- спектакль Мурманского областно­ го драматического театра «Мил­ лион за улыбку». © Дворец культуры горняков. Сегодня кинофильм «Н. С. Хру­ щев в Америке». Редактор В. И. КАРТОХИН . Редакции газеты «Кировский рабочий» ТРЕБУЕТСЯ курьер-уборщица ) на постоянную работу. *. ) Обращаться по адресу: Ки­ ровск, Индустриальная, 7. Ре­ дакции городской газеты. Сильнов Борис Петрович, про­ живающий в пос. Белореченский, ул. Лесная, д. 9, кв. 2, возбуждает дело о разводе с Левадиной Ни­ ной Александровной, прожива­ ющей там же. Дело подлежит рассмотрению в ьарсуде 3-го участка г. Кировска. Адрес редакции: г. Кировск, Индустриальная, 7. Телефоны: сельскохозяйственный и писем — 27-34; адрес издатель редактор — 28-34, зам. редактора и ответственный секретарь — 30-04; отделы: промышленный — 26-315, етва: г. Кировск. Лабораторная ул., 2-а. Телефоны: зав. издательством — 20-76, общий — 23-72. !11104801 Издательство «Кировский рабочий» Заказ 2787

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz