Кировский рабочий. 1959 г. Ноябрь.
4 К И Р О В С К И И Р А Б О Ч И И 27 ноября 1959 г., № 142 (4832) «Не быть игрушкои ретра, а мощно про резать воздух в желае мом направлении», — мечтал знаменитый в грошлом воздухоплава тель М. Т. Лаврентьев, ступая на склоне своей РУССКИМ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ М. Т. ЛАВРЕНТЬЕВ (К 125-летию со дня рождения) Выиграть может каждый при- Начал Михаил Тихонович со- жиз- оружать воздушный шар. Семья, ни к разработке проекта управ- студенты, столовавшиеся в хар- ляемого летательного аппарата, чевне, и даже их профессора К сожалению, мечту свою осу- помогали ему в осуществлении ществить он не успел: подвело: его дерзкого замысла. Он истра- сердце. М. Т. Лаврентьев — замеча тельный русский самородок. Вся его жизнь — страстная мечта о завоевании воздуха, самоотвер жеиная работа по развитию рус ского воздухоплавания. Ничего не жалел ’ Михаил Тихонович для этого— ни сил, ни ума, ни здоровья, ни средств. Не лег ким, но ярким представляется нам жизненный путь этого смельчака. ...1842 год. Восьмилетнего сына тамбовского крепостного крестьянина Лаврентьева заби рает помещица от семьи для «черной* работы на господском дворе. Впереди у него «карье ра» лакея, кузнеца. Убирая барскую библиотеку, юноша-крепостной сам учится читать, писать, рисовать. И вот ом—художник-декоратор в кре постном театре. По воле случая вскоре попадает он в Сибирь: хозяйка-помещица обменяла сво его художника на приглянувшу юся собаку заезжего гостя. Женитьба Михаила па девуш ке, сосланной в Сибирь за уча стие в крестьянском «бунте», повлекла за собой жестокую порку. Молодую жену крепост ного Степаниду хозяин решил использовать для собственных утех. Лаврентьев сильно избил насильника. Закованную в кан далы, молодую чету отправили (п харьковскую тюрьму по ме сту прежнего жительства Сте паниды, Там, в тюрьме, и застало их ^освобождение»- отмена крепо стного права. На свободе очути лись они без всяких средств к существованию, с маленьким ре бенком иа руках. Но Лаврентьев недаром был мастером на все руки. Нанялся он поваром в ма ленькую харчевню, где питались неимущие студенты Харьковско го университета. Накопив денег, стал совладельцем, а позже и хозяином харчевни. Жадно на бросился Михаил Тихонович на книги. Студентов, которые да- ьали ему уроки, кормил бес платно. Больше всего увлекался физикой метеорологией, хи мией. Когда узнал, что люди уже научились летать по возду ху на воздушных шарах, его мом и сердцем завладела го рячая мечта как бы полететь самому. гил все свои сбережения, за ложил личные вещи, вплоть до платья жены. И вот настал сча стливый день: 28 апреля 1874 года Лаврентьев на своем аэро стате объемом в 1.150 куб. мет ров поднялся в воздух и бла гополучно приземлился. Но радость была омрачена: воздушный шар при доставке в город сгорел. Хорошо, что на помощь пришла общественность Харькова: посыпались пожертво вания. устраивались концерты и спектакли. На эти средства был построен второй аэростат. ) 8 июня того же года Михаил Тихонович совершил второй по лет, взяв с собой четырех пас сажиров. Смелый человек стал героем Харькова. Все старались помочь ему. Но их пожертвова ний и доходов от харчевни не хватало на организацию новых полетов. Харчевня и все иму щество Лаврентьева были про даны за долги. Семья его, пре вратившись в труппу бродячих актеров, вынуждена была не сколько лет скитаться по горо дам и селам России. Однако мечта о полетах не покидала воздухоплавателя. В Ростове-на-Дону случай свел его с офицерами—помещиками братьями Бессоновыми. Увлека ясь воздухоплаванием и мечтая о полетах, они приняли все рас ходы по постройке аэростата на себя, а Лаврентьеву предложи ли быть их инструктором. Ми хаил Тихонович научил своих компаньонов управлять аэроста том. По существу они явились первыми русскими офицерами- пилотами: в России в то время хотя и существовала «Комиссия по применению воздухоплава ния, голубиной почты и сторо жевых вышек к военным це лям», но свободных полетов еще не было, поднимали вверх толь ко иа привязи, да и то под ру ководством иностранных ин структоров. Бессоновы с Лаврентьевым устраивали показательные поле 1 ы в Таганроге и Одессе. Од нажды они едва не погибли: кре стьяне дальнего района, куда они залетели, еще не видели и пе слышали о воздушных ша рах и решили, что к ним спу стился сам сатана. На воздухо плавателей устремилась боль шая толпа людей, вооруженных Awuuwnmuiu\uu»«MiJ»wiuw»unmi»i»tHiw>«»»ii Обязательства [рудящиеся металлургическом и машиностроительной промышлен ности Венгрии взяли на себя обя зательства перевыполнить общий годовой план но производству про дукции на I миллиард форинтов и план по производству экспорт- ной продукции на 200 миллионов Форинтов. За истекшие 10 месяцев эти обязательства значительно пере выполнены. Предприятия выпу- перевыполнены стили н честь съезда Венгерской социалистической рабочей партии сверх плана 40 тысяч тонн сталь ного проката, 241 грузовую авто машину, 140 тракторов, 33 авто буса, 4 пассажирских железнодо рожных вагона, 2300 мотоциклов и значительное количество другой продукции. Успешно трудятся рабочие и других отраслей промышленности. (ТАСС). ГД Р обогнала Западную Германию по потреблению масла Согласно этим данным, в пе риод с июля по сентябрь 1959 го да потребление масла в Западной Германии составило 2,1 килограм ма, а в ГДР оно было не менее 3,5 килограмма на душу населе ния. (ТАСС). Агентство АДIi передало данные боннского министерства продо вольствия, а также соответствую щих органов ГДР, свидетельству ющие о гом, что Западная Герма ния все сильнее отстает от Гер манской Демократической Респуб лики в области потребления масла на душу населения. вилами и косами. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не находчивость Лаврентьева. Расстегнув рубаху, он показал висевший у него на груди на тельный крест, рассказал, что он не посланец ада, а русский православный крестьянин. В 1880 году образовалось ^Первое русское общество воз духоплавателей». Одним из на чинаний этого общества была организация воздушно-почтовой линии на неуправляемых аэро статах между Петербургом и Архангельском. Возможность та ких полетов была научно обос нована, нужны были искусные пилоты. И этими* пилотами со гласились быть Лаврентьев и один из братьев Бессоновых. Для начала они решили совер шить на воздушном шаре пе релет из Ростова в Петербург. Однако смерть одного из брать ев Бессоновых помешала совер шить этот перелет. Воздушная линия из-за недостатка средств так и не открылась. Между тем воздухоплаванием г- России заинтересовались мно гие. В Петербурге началась по стройка замечательного по тому времени дирижабля конструк ции Костовича. На военном поле с Красном селе под Петербур гом в 1882 году стал строить свой первый в мире самолет А. Ф. Можайский. Приступил к разработке проекта управляемо го летательного аппарата и М. Т. Лаврентьев. Был ли это дирижабль или самолет — неиз вестно: документов не сохрани лось. До конца своих дней самоот верженно служил М. Т. Лав рентьев делу завоевания возду ха. Но при царизме это не было оценено по достоинству. Между тем его роль в развитии русско го воздухоплавания очень вели ка. Достаточно сказать, что, на пример, в 1874 году во всей России состоялось десять поле тов на аэростатах и пять из них совершил М. Т. Лаврентьев. Его полеты способствовали пропа ганде и популяризации воздухо плавания среди широких масс населения. Имя М. Т. Лаврентьева' и по ныне чтят советские люди— все, кто любит отечественный воз душный флот и законно гордит ся его богатой, героической ис торией и традициями. Евг. БУРЧЕ. Член Советского националь ного объединения историков естествознания и техники при Академии наук СССР. В октябре 1959 года проходила третья сессия Верховного Совета СССР пятого созыва, которая ут вердила Государственный бюджет иа 1960 год, составленный «а ос нове плана развития народного хозяйства СССР. Решающее значе ние в доходной части госбюджета имеют поступления средств от социалистического хозяйства, ко торые в J960 году составят свы ше 700 миллиардов рублей, или более девяти десятых всех дохо дов государственного бюджета на шей страны. Одним из дополнительных ис точников поступления средств в госбюджет являются средства, по ступающие от населения по вкла дам, по Государственному трех процентному внутреннему выиг рышному займу, который выпу щен правительством СССР в 1947 году. Облигации трехпроцентного займа пользуются большим спро сом среди населения. Сберегатель ными кассами Кировска в 1959 году продано облигаций на два миллиона рублей. По этому займу с начала его выпуска было проведено 71 ос новной и 12 дополнительных ти ражей. Следующий— 72-й основ ной тираж— состоится 30 ноября. В связи с тем, что количество выигрышей в проводимых тира жах остается неизменным, воз можность выиграть с каждым гаражом увеличивается. Облигации-тоехпроцентного зай ма свободна продаются и поку паются сберегательными кассами. А. ЗИНИЧЕВА . Инспектор центральной сбе регательной кассы № 2001. Колючие строки СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА Так часто бывает в нашем городе. Вам нужно узнать рас писание поездов. Снимаете те лефонную трубку. — Алло, алло! Это вокзал? — Да, вокзал... — Скажите, где можно уз нать расписание поездов? — Соединяю с начальником вокзала... Проходит минута, две. — Не отвечает. — Соедините, пожалуйста, с кассой. — Там нет телефона. — Но где все же можно уз нать расписание поездов или ча сы работы кассы? — Это коммутатор. У нас пет расписания. Соединяю с ба гажной кассой... Не отвечает. — А где все-таки можно уз нать? — Это не наше дело. — Щелк, щелк, короткие гудки— разговор окончен. Вам так и не удалось ничего добиться. Вот такие диалоги частенько происходят между абонентами и телефонистками вокзала. Изо дня в день продолжается эта бесконечная сказка про белого бычка. Неужели нельзя ничего придумать, чтобы можно было быстро и легко узнать на стан ции Кировск расписание движе ния поездов? Очень хотелось бы получить на это ответ от адми нистрации вокзала и станции Кировск. В. ГЕОРГИЕВ. По следам неопубликованных писем В редакцию поступило письмо, автор которого написал, что нет освещения у автобусной останов ки в поселке Кукисвумчорр и у моста по улице Пронченко. Главный инженер горэлектросе- ти т. Катанов сообщил на запрос редакции, что у остановки авто буса электроосвещение имеется, приняты меры к регулярному ос мотру уличного электроосвещения. Мост по улице Пронченко ос вещался комбинатом «Апатит» от электросети рудника имени С. М. Кирова и обслуживался персона- 15 печати опубликован указ президиума Народного собрания \лбанин об амнистии в связи с J5-й годовщиной освобождения страны. А м н и с т и я в Ал б а н и и Указ об амнистии распростра няется на многие категории осуж денных, за исключением лиц, со вершивших тяжкие преступления против народа. (ТАСС). Заявление руководства Итальянской коммунистической партии Р,; 'уководство Итальянской ком мунистической партии опублико вало заявление, посвященное жи лищным проблемам и вопросам квартирной платы. Руководство компартии подвергает критике по литику правительства в этой об ласти и предлагает ряд мер с целью осуществления широкой программы строительства дешевых домов и значительного снижения квартплаты. В заявлении, в частности, со держится требование положить конец частной спекуляции в жи лищном строительстве, вызываю щей рост квартирной платы. Ру ководство компартии призывает правительство начать широкое фи нансирование строительства де шевых домов. (ТАСС). Митинг трудящихся Хельсинки В Хельсинки состоялся боль шой митинг рабочих города и ок рестностей, организованный коми тетом сотрудничества 68 профсо юзов. Эта многотысячная демон страция солидарности рабочих бы ла проведена в связи с кампанией по переключению коллективных договоров, касающихся несколь ких сот тысяч рабочих и служа щих Финляндии. Рабочие требуют повышения заработной платы, не медленного принятия закона о страховании по безработице, вве дения 40-часовой рабочей недели, улучшения социального законода тельства. (ТАСС). лом рудника. В настоящее время освещение моста рудником не про изводится, электропроводка на мосту оборвана, светильники по биты. Горэлектросет ь восстановит электроосвещение моста: проло жит новые провода, установит но вые светильники в количестве че тырех штук и поставит столб для подключения к общей сети улич ного освещения поселка в срок до декабря 1959 года. С е г о д н я и з а в т р а 0 Кинотеатр «Большевик». Се годня кинофильм «Золотой эше лон». Завтра— «Мамлюк». © Дворец культуры комбината «Апатит». Сегодня кинофильм «Где ты, друг мой». Завтра— «Зо лотой эшелон». В большом зале—- спектакль Мурманского областно го драматического театра «Мил лион за улыбку». © Дворец культуры горняков. Сегодня кинофильм «Н. С. Хру щев в Америке». Редактор В. И. КАРТОХИН . Редакции газеты «Кировский рабочий» ТРЕБУЕТСЯ курьер-уборщица ) на постоянную работу. *. ) Обращаться по адресу: Ки ровск, Индустриальная, 7. Ре дакции городской газеты. Сильнов Борис Петрович, про живающий в пос. Белореченский, ул. Лесная, д. 9, кв. 2, возбуждает дело о разводе с Левадиной Ни ной Александровной, прожива ющей там же. Дело подлежит рассмотрению в ьарсуде 3-го участка г. Кировска. Адрес редакции: г. Кировск, Индустриальная, 7. Телефоны: сельскохозяйственный и писем — 27-34; адрес издатель редактор — 28-34, зам. редактора и ответственный секретарь — 30-04; отделы: промышленный — 26-315, етва: г. Кировск. Лабораторная ул., 2-а. Телефоны: зав. издательством — 20-76, общий — 23-72. !11104801 Издательство «Кировский рабочий» Заказ 2787
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz