Кировский рабочий. 1959 г. Ноябрь.

25 ноября 1959 № 141 (4831) К И Р О В С К И И Р А Б О Ч И И 3 Н а в с т р е ч у В с е р о с с и й с к о м у с ъ е з д у у ч и т е л е й Жизнь входит в школьные классы Школы нашей страны пережи­ вают ответственную пору— идет подготовка к Всероссийскому съез­ ду учителей, который будет про­ ходить с 19 по 23 января 1960 года в Москве. На съезде будут обсуждены такие вопросы, как школа на современном этапе стро­ ительства коммунизма и задачи учительства, содержание и мето­ ды коммунистического воспита­ ния, комсомол и школа. Советские учителя сейчас еще и еще раз анализируют свою ра­ боту: все ли сделано ими в деле внедрения, в жизнь закона о связи школы с жизнью, все ли сделано для того, чтобы жизнь наша, ки­ пучая действительность вошла в школьные классы, все ли делает­ ся для того, чтобы успешно гото- гить в стенах школы будущих строителей коммунизма, В нашем городе и пригородной зоне трудится большая армия учи­ телей, на долю которых выпала '.тветственная задача — воспиты­ вать образованных, подготовлен­ ных к труду на производстве граждан. Как же решается эта задача, как внедряется в жизнь Закон «Об укреплении связи шко­ лы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного об­ разования в РСФСР»? В соответствии с Законом Вер­ ховного Совета РСФСР о школе в 1963 году должен быть завершен переход от всеобщего обязатель­ ного семилетнего обучения к все­ общему обязательному восьмилет­ нему образованию. Уже в этом го­ ду в городе и пригородной зоне перешли на новые учебные планы все 1— 5-е классы. Намечается рост количества восьмилетних школ за счет реорганизации крупных начальных школ в вось­ милетние. Так реорганизованы Умбозерская и Уполокшская на­ чальные школы, предполагается реорганизовать с 1 сентября 1960 года Слюдорудничную, Риколат- винскую и Тик-губскую школы. Осуществление восьмилетнего все. сбщего обучения— задача немалой важности. Большая работа прове­ дена горкомом КПСС и гориспол­ комом по мобилизации обществен­ ности на ее решение. Ламбинский леспромхоз, например, пристроил к Умбозерской семилетней школе иетыре классные комнаты. Шефы семилетней школы № 12— управ­ ление «Жилгражданстрой» — по­ могли учащимся построить ма­ стерские, . балансовая стоимость которых составляет 100 тысяч рублей; В Тик-губе ведется стро­ ительство новой школы силами шефов— Кольской комплексной эк­ спедицией № 6. В целях охвата всеобучем уча­ щихся, проживающих на лесо­ участках леспромхозов, лесоком­ бината и фермах совхоза, органи­ зовано четыре интерната на. 240 человек (Апатитский, Ковдорский, Зашенковский, Мунозерский). По­ лучает распространение у нас но­ вая форма работы с детьми во внеурочное время — организация детских комнат при домоуправле­ ниях. Для этой пели УЖКХ ком­ бината «Апатит» выделило три комнаты в новых домах. Первым СТРОИТЕЛЬСТВО ОБВОДНИТЕЛЬНО- | ОРОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В Ставропольский край. Для обводнения и орошения почти трех миллионов гектаров засушливых, безводных степей Став­ рополья в предгорьях Кавказа близ станицы Усть-Джегутин- ской строится головное сооружение с плотиной. После пере­ крытия полноводной реки Кубань ее воды пойдут по пере­ сохшему руслу реки Калаус. На магистральном канале будут построены электростан­ ции, которые обеспечат дешевой энергией быстрорастущее хозяйство края. Бригады арматурщиков и опалубщиков, руководимые И. Ерошнным и И. Лаухиным, работают с опережением гра­ фика. Н а с н им к е : бригадиры Иван Лаухин и Иван Ерошин (справа) обсуждают график на следующий день. Фото В. МИХАЛЕВА. (Фотохроника ТАСС). в городе организовал работу с детьми во внеурочное время пен­ сионер Иванов Виктор Владими­ рович (поселок Кукисвумчорр). Он с душой отнесся к этому делу. Большую заботу о детях прояв­ ляет т. Антонов, организовавший работу в детской комнате дома № 29 по Хибиногорской улице. Несомненную пользу в общем учебно-воспитательном процессе приносит работа групп продлен­ ного дня. Такие группы в этом году созданы в пяти школах — Титанской, Апатитской, Нивской, Ковдорской, Умбозерской. . Восьмилетняя школа по сравне­ нию с семилетней должна обеспе­ чить более высокий уровень об­ щеобразовательной подготовки учащихся. Это предусматривается школьными программами. В то же время она воспитывает у детей любовь к труду, готовит их к об­ щественно-полезной деятельности. В текущем учебном году в пятых классах на труд отводится 5 ча­ сов, из которых 3 часа на работу в мастерских, на пришкольном участке, занятия по домоводству, а два часа — на общественно по­ лезный труд. К сожалению, пока что этот труд не стал пр.оизводи- тельным, и не так уж много школ у нас, где политехническое обра­ зование, трудовое, воспитание по­ ставлены на должную высоту. Как пример правильной постановки трудового воспитания среди семи­ летних школ можно привести школу № 12 (директор т. Лапиц- кий). Здесь обучение тесно свя­ зано с производительным трудом. Школа выполняет заказ комбината «Апатит» на пошив 10 тысяч рес­ пираторов, швейный цех школь­ ного комбината уже дал доход в сумме 16 тысяч рублей, слесар­ ный и столярные— в сумме 9.300 рублей. Зашейковская семи­ летняя школа изготовила рамы для Ёнской экспедиции на сумму 15 тысяч рублей. А вот как приобщаются к обще­ ственно полезному труду учащие­ ся 5-х классов средней школы Л» 2. В классах существуют бригады, каждую бригаду возглав­ ляет бригадир. Задание он, как правило, дает накануне. Бригады работают на укладке и подноске дров к печам, моют стены, пол, очищают пришкольную террито­ рию от снега. Участие в общест­ венно полезном труде воспитывает у школьников чувство коллек­ тивизма, чувство дружбы и това­ рищества. Ценной является так­ же организация социалистическо­ го соревнования между школьни­ ками и лучшими бригадами шеф­ ствующих предприятий. Нужно только, чтобы это соревнование не носило формальный характер, что­ бы итоги подводились своевремен­ но и учащиеся чувствовали заин­ тересованность в результатах тру­ да. А вот это-то зачастую и от-, су-тствует в наших школах родного хозяйства. В 1 9 5 7— 58 учебном году переведена на один­ надцатилетнее обучение Апатит- ская средняя школа, которая в этом году сделает первый выпуск 11-го класса. Вместе с аттеста­ том зрелости 21 выпускнику будет выдано свидетельство о получении производственной квалификации. Школой выполнено работ на 400 тысяч рублей, в том числе 90 тысяч рублей дохода дали сель­ скохозяйственные работы, которые возглавляет М. Ф. Филиппова. Учащиеся этой школы получили коллективную заработную плату от 300 до 900 рублей на класс, а ученики 9— 11-х классов полу­ чили первую зарплату и трудовые книжки. В следующем учебном году перейдут на 11-летнее обучение средние школы №№ 2 и 6 и Ьивская средняя школа. Новые задачи, которые выдви­ гаются перед школами в связи с переходом на одиннадцатилетнее и восьмилетнее обучение, застав­ ляют учительские коллективы ис­ кать новых форм организации учебно-воспитательного процесса. В школы сейчас входит сама жизнь, и нужно на каждом уроке учить ребят на жизненных приме­ рах, на вопросах современности. Многие лучшие наши учителя ищут новых путей объяснения программного материала. Немного надо времени, чтобы рассказать учащимся об озере Вудъявр— просто сообщить необ­ ходимые сведения. А если прове­ сти урок не в форме сообщения или рассказа учителя, а повести ребят на экскурсию? Так было и сделано, в одном из классов Юк- спорской школы. Экскурсия на озеро Вудъявр вылилась в инте­ ресное занятие. Ребята не только услышали, но и своими глазами увидели, что расположено у озе­ ра Вудъявр, поняли, какое значе­ ние оно имеет для их родного го­ рода. Может быть, почаще надо выходить за стены класса, смот­ реть жизнь, наблюдать ее во всех проявлениях. Польза от этого бы­ ла бы большая. В некоторых школах в этом году перешли «а аттестацию уча­ щихся за полугодие (средняя школа Л1» 1, Юкспорская школа). В средней школе № 1 учителя начальных классов Н. К. Свисту- нова и А. П. Васильева провели эксперимент по письму, перейдя во втором классе на разлиновку 4-го класса. Ученики в 3-м клас­ се сейчас пишут лучше, чем уча­ щиеся 5-х классов. Учителя п ер -< ьых классов продумывают и осу­ ществляют организацию 35-ми-1 до звонка. Следовательно, они лучше усваивают материал. Твор­ чески подходит к решению многих педагогических проблем коллек­ тив средней школы № 1. Коммунистическое воспитание— это не только умственное и тру­ довое воспитание. В коммунисти­ ческое воспитание входит и эсте­ тическое, физическое развитие школьников. С этим в наших шко­ лах не все благополучно. Причи­ ной недостатков служит отсут­ ствие условий для занятий по физкультуре — нет спортивных залов во всех семилетних школах, многие школы не укомплектованы кадрами квалифицированных учи­ телей физвоспитания (Титанская, Белореченская, Умбозерская, шко­ ла № 11 и другие). Не лучше положение с препо­ даванием рисования, которое осо­ бенно неудовлетворительно по­ ставлено в 1— 4-х классах всех школ. На низком уровне проводят­ ся во всех школах уроки пения (за исключением средней школы № 1, Апатитской средней школы и семилетней школы № 12). Заслуживает большого внима ния опыт работы учителя пения семилетней школы № 12 К. Олонкина, который, кроме уроков ведет большую внеклассную рабо ту. В школе созданы два хора шумовой оркестр, танцевальная группа, детская музыкальная шко ла струнных народных инструмен тов, где обучается 40 детей. Обо всем этом говорилось на городском совещании учителей состоявшемся в субботу, 21 нояб ря. С докладом «Школа на совре менном этапе строительства ком мунизма и задачи учительства» гыступила заведующая гороно т. Зверева. В прениях по докладу ныступили директор семилетней Школы № 12 т. Лапицкий, учи г,.ельница семилетней школы № 11 т Озерская, учительница Нивской средней школы т. Шалина, учи­ тельница средней школы № 2 т. Бусырева, директор Юкспор ской школы т. Короткова, учитель средней школы № 6 т. Удальцов учитель семилетней школы № 12 т. Олонкин и другие. В работе совещания приняли участие пред­ ставители шефствующих пред приятий, секретарь ГК КПСС т. Илюшин, председатель горис- голкома т. Владимиров, заведу­ ющий облоно т. Рыжов. Совещание приняло постановлю кие. направленное на улучшение учебно-воспитательной работы 1 9 5 9— 1960 году и успешную подготовку к новому I9 6 0— 1961 учебному году. Участники совещания приняли путных уроков. Практика показа-; социалистические ооязательства ла, что йа таких уроках дети 1п° ..улучшению учебно-воспита меньше утомляются, внимание их тельного процесса в школе. ;г интерес к уроку сохраняются В. СУВОРИНА . Задача средней общеобразова-^ тельной школы (одиннадцатилет.^ ней)— обеспечить молодежи, окон чившей восьмилетнюю школу.$ Полное среднее образование профессиональную подготовку для^| работы в одной из отраслей на-jgj t .... ■ •..... . _ .... 1 Оренбургская область. В сов­ хозе «Электрозавод» наряду с выращиванием зерновых куль­ тур большое внимание уделяет­ ся развитию животноводства. Хозяйство имеет 11 тысяч овец, 4.000 свиней, более 1.700 голов крупного рогатого скота. Всего год назад пришла рабо­ тать на свиноферму Валентина Шамова, а сейчас она уже ста­ ла умелой свинаркой. Н а си и м к е: В. Шамова. Фото Б. КЛИПИНИЦЕРА. (Фотохроника ТАСС). VW vWWVV VVVVЧ.ч.VVWV4.WWS.V4 Неправильная позиция В конце прошлого месяца в ле­ сопильном цехе комбината произ­ водственных предприятий треста «Апатитстрой» произошел такой инцидент. После окончания рабочего дня понадобилось разгрузить прибыв­ ший лес. Руководство цеха не ре­ шилось издать приказ на выпол­ нение этой работы или просто по­ просить людей поработать после смены. Оно пошло на другое. Ма­ стер т. Матросов в бухгалтерии получил деньги на рабочих и уже потом обратился к нам приблизи­ тельно так: «Кто будет выгружать лес, тот получит аванс, а кто не хочет, значит, останется без де­ нег». Какое право имеет мастер рас­ поряжаться деньгами, заработан­ ными рабочими? Разве мы и без этого не остались бы поработать? Мне думается, не следовало бы прибегать к такому приему. И вообще у нас с организацией труда дело поставлено из рук вон плохо. Бывает, что почти це­ лый день приходится слоняться из угла в угол, распиливать по 9 ку­ бометров леса вместо 80 по нор­ ме. Кончается рабочий день, и вот лишь тогда мастер находит нам дело. Мы не видим нарядов, не знаем расценок на выполняе­ мую работу. Руководители цеха иногда бы­ вают грубы с рабочими. От наше­ го начальника т. Лесонина то и дело слышишь: «Не нравится— подавай заявление на увольнение, держать не будем». Я 14 лет ра- отаю на производстве, но такого отношения к себе не встречал. В. БЕДНОСТИН. Рабочий лесоцеха треста «Апатитстрой». По - о - материалам LVV\x\^\vvx\v\vvv\vvvvv\v\vvvvvxvvx\\vvvwvvvvvvvvv\v\\v\wvwvvyvv\vvvv\vvvvv\vvvvvvvvvvv\vv\^^VvvvvW«M „Кировского рабочего" «УСПЕШНО ЗАВЕРШИТЬ ПЕРВЫЙ ГОД СЕМИЛЕТКИ» Под таким заголовком в нашей газете была опубликована передо­ вая статья 15 ноября. Начальник обогатительной фаб­ рики комбината «Апатит» т. Чу- ов сообщил на запрос редакции, что статья обсулсдалась на засе­ дании партийного бюро 18 ноября 1959 года. Администрацией фаб­ рики и общественными организа­ циями приняты меры к обеспече­ нию более ритмичной работы, а также намечены мероприятия, способствующие выполнению фаб­ рикой принятых на 1959 год со­ циалистических обязательств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz