Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.

В настоящее время колтты (сколты) живут в Фин­ ляндии в общине (коммуне) Инари - в населённых пунктах Севеттиярви, Кевяярви, Неллим и их окрес­ тностях, в России - в Мурманской области (на севе­ ре и западе Кольского полуострова), в Норвегии - в деревне Нейден. В 2008 году в Финляндии в целях сохранения и возрождения колтта-саамского языка и культуры колтта-саамов был основан Фонд культуры колтта- саамов. Фонд в основном занимается поддержкой культурных проектов в северной Финляндии - в местах проживания колтта-саамов: населённых пун­ ктах Севеттиярви, Кевяярви и Неллим. 18 октября 2011 года в Мурманске состоялась конференция «История и современное положение саамов-скольтов», посвящённая культурному насле­ дию, истории и современному положению этого на­ рода. 14-15 июня 2012 года в саамском культурном центре Сайос (Инари, Финляндия) прошла междуна­ родная конференция, посвящённая вопросам языка и культуры саамов-колттов. 16 июня 2017 года в Нейдене открылся Музей восточных саамов. НЕЙДЕНСКИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГОСТ Бывший погост нейденских лопарей (саамов- колтта,скольтов), упоминается в жалованной грамоте Печенгскому монастырю (1556), которому передава­ лась во владение р. Нявдема. «...об этих Лопарях впервые упоминается под 1556 годом, когда земли, ими занимаемыя вместе с ними с ними самими были отданы в вотчину Пе- ченскому монастырю» (Огородников, Е.К. Мурманс­ кий и Терский берега по книге Большого Чертежа- СП6..1869.-С. 30). Нейден был самым западным православным ло­ парским погостом с пограничным знаком - Сергие­ вым камнем (на меридиане г. Вадсё). В 1623 году здесь насчитывалось чуть больше 10 лопарей мужского пола, которые до середины XVII в. платили дань русскому царю и датскому ко­ ролю: «Волостка Нявдема стоит на Ковде озере, а в ней лопари тяглые ж, а не пашенные живут в вежах.., И всего 3 вежи, а людей в них 13 человек». (Роспись лопарским погостам 1623-24 гг.) Этот район для скольте-саамского рода Нявдам издавна являлся важнейшим местом весеннеголова рыбы: здесь, на водопаде Скольте, вылавливалось огромное количество семги. Начиная с 1500 годов, большая часть улова продавалась норвежским, рус­ ским и нидерландским купцам. Эта деятельность контролировалась Печенгским монастырем. В часов­ не в Нейдене служили монахи этого монастыря. Со временем число жителей погоста возросло и превысило численность соседних с ними и родс­ твенных им пазрецких колтта-саамов. По Договору о разграничении между Россией и Норвегией от 1826 года территория погоста отошла к Норвегии. Разграничение с Норвегией 1826 года стало серьёзным препятствием для занятия колттами тра­ диционными промыслами, нарушив тем самым их 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz