Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

685 ДЖИТТАГОНГЪ, АРРАКАНЪ. 686 конга, вокругъ озера Тонле-сапъ и вдоль рѣки, изливающейся въ этотъ резервуаръ. Въ этой- то области и развивалась та хмѳрская цивили- зація, которая имѣла свой блестящій иоріодъ и которая оставила отъ этой эпохи такіѳ заме­ чательные памятники своего искусства! Отставая исторически отъ западнаго полу­ острова, полуостровъ Индо-китайскій нахо­ дится еще, по степени развитія своихъ циви- лизованныхъ націй, въ той религіозной эво- люціи, которая уже слишкомъ тысячу лѣтъ тому назадъ пройдена индусами. Кромѣ того, весьма значительная часть народонаселенія Индо-Китая, можетъ быть, одна пятая, должна быть еще причисляема къ дикарямъ, и терри- торія, которую они занимаютъ, многимъ пре­ восходитъ, по пространству, территорію, зани­ маемую цивилизованными народами морскаго прибрежья. Но основаніе европейскихъ коло- ній на окружности Полуострова влечетъ за собою быстрое измѣненіе теперешняго равно- вѣсія населеній; не столько вслѣдствіе введе- нія чуждыхъ элементовъ, сколько вслѣдствіе преобразованія элементовъ туземныхъ. Число жителей возрастаетъ, воздѣланная территорія увеличивается, живущія во внутренности стра­ ны племена мало-по-малу вовлекаются въ круги притяженія, центрами которыхъ служатъ мно­ голюдные города морскаго берега; дороги, под­ нимающаяся на раздѣльные хребты между па­ раллельными долинами рѣкъ, даютъ странѣ первостепенную выгоду, которой ей прежде недоставало,—выгоду имѣть, по направленію отъ востока къ западу, боковые распространи­ тельные пути. Кромѣ того, подготовляется боль­ шой переворотъ: съ одной стороны Англія, съ другой—Франція одновременно трудятся надъ проложеніемъ торговыхъ дорогъ отъ морскаго берега къ внутреннему Китаю. Джиттагонгъ и Манипуръ, Рангунъ, Мульмейнъ, Сайгонъ, Гайпонгъ представляютъ собою исходные пунк­ ты. откуда протягиваются нити, которыя долж­ ны современемъ встрѣтиться на берегахъ Янт- секіанга. До сихъ поръ сообщеиія между Сре­ динною имперіей и южнымъ полуостровомъ все еще затруднительны, и торговые люди, странствующіе караванами, переходятъ измѣн- чивыя границы, отъ одного племени къ дру­ гому, лишь съ опасностью жизни. Но эти пре­ грады не могутъ долго существовать; какъ толь­ ко Индо-Китай, открытый на сѣверѣ, переста- нетъ быть уединенною землей, онъ не преми- нетъ пріобрѣсти во всемірной исторіи подобаю­ щую ему важность. II. Джиттагонгъ, Арраканъ. Узкій западный скатъ горъ и холмовъ, раз- дѣляющихъ Бенгальскій заливъ и бассейнъ Иравадди, причисляется политически къ англій- ской Индіи и даже зависитъ, въ администра- тивномъ отношеніи, частью отъ Бенгальскаго президентства; однако, эта область во всемъ своемъ составѣ находится въ географическихъ предѣлахъ Индо-Китая. Порты Джиттагонг- скаго и Арраканскаго побережья обращены, правда, къ Передней Индіи и ведутъ торговыя сношенія, главнымъ образомъ, съ Калькуттой. Лѣсистыя горы, населенныя дикими племе­ нами, крайне затрудняютъ сообщеніе прибреж- ныхъ местностей съ внутренностью полуостро­ ва; но это положеніе дѣлъ постепенно измѣ- няется къ лучшему, по мѣрѣ того, какъ рас­ ширяется поясъ воздѣланныхъ земель, какъ населяются города и дороги подвигаются все далѣе въ глубь горъ. Рано или поздно, хоро­ шие пути сообщенія соединять Акіабъ и Джит­ тагонгъ (Читтагонгъ) съ городами центральной Барманіи и сдѣлаютъ эти два приморскіе го­ рода рынками для произведеній верхняго бас­ сейна Иравадди. Еще слабо населенные, эти округп поморья, между устьемъ рѣки Мегны и мысомъ Негре, принадлежатъ къ числу тѣхъ областей Англо-индійской имперіи, которыя наиболѣе быстро возрастаютъ въ численности народонаселенія и въ богатствѣ. Индо-китайскіе округи Джиттагонгъ и Арра­ канъ: . Населѳніе Пространство. кпломе- Квадр. килом. жите • трическое. жителей. Джиттагонгъ. . 24.294 1.187.099 49 Арраканъ.. . . 37.621 484.273 13 Вмѣстѣ ( Я .915 1.671.372 Вѣроятвое населе- ніе въ 1882 г. . 2 . 000.000 27 32 На югѣ отъ массива, откуда вытекаютъ воды, впадающія, черезъ Баракъ, въ Мегну, тянутся, параллельно морскому берегу, невысокія гор­ ныя цѣпи, по направленію съ сѣверо-запада на юго-востокъ. Рѣки, раздѣляющія эти горы, указываюсь своею оріентировкой форму про- межуточныхъ горныхъ кряжей. Самыя высокія вершины находятся на барманской территорін, гдѣ проходитъ водораздѣльная возвышенность; одна изъ вершинъ гребня, Мальселай-Монъ, или «Голубая гора», поднимается на 2.164 ме­ тра. Но въ апглійскомъ округѣ Джиттагонгъ ни одна вершина не достигаетъ 1.000 ме­ тровъ; высшая точка, вершина Рангъ-рангъ- дангъ, имѣетъ только 849 метровъ высоты. Несмотря на небольшую высоту этихъ горъ, дѣвственные лѣса, покрывающіѳ ихъ склоны, извилистыя рѣки и болота низменностей, джун­ гли, населенные дикими звѣрями, дѣлаютъ эту страну одною изъ самыхъ недоступныхъ, и проходъ черезъ нее въ высшей степени тру- денъ. Когда смотришь съ какого-нибудь высо- каго выступа горъ, то необозримое зеленѣющее пространство равнинъ и нижнихъ долинъ пред-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz