Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

5 8 1 ОСТРОВА ЛАКЕДИВСКІЕ, МАЛДИВСКІЕ, АРХИПЕЛАГ’!, ЧАГОСЪ. > 5 8 2 калоа)овначаѳтъ «Грязнущ: лагуну», окруженъ кокосовыми пальмами, замѣчателышми тѣмъ, что оиѣ даютъ самые крупные и лучшіе ко­ косовые орѣхи на всемъ островѣ. Береговое •озеро Ваттикалоа изобилуетъ огромными кро­ кодилами; въ немъ водятся также поющія ры­ бы, столь обыкновенный въ Банкокскихъ во- дахъ. - Тринкомали, единственный естественный портъ Цейлона, гдѣ самые болыпіе корабли могутъ безопасно стоять на якорѣ подъ защи­ тою отъ всѣхъ вѣтровъ, тѣмъ не менѣе, поки- нутъ торговлей. Однако, политическіе власти­ тели острова поняли важное значеніе этого пункта. Португальцы срыли храмъ «Тысячи Колоннъ» и построили на мѣстѣ его фортъ, гдѣ еще видны, вдѣланныя въ стѣны, надписи и статуи. Голландцы увеличили эти укрѣпленія, которыми овладѣвали французы въ 1672 и въ 1782 годахъ; англичане, въ свою очередь, воздвигли новые верки на островахъ и высо­ кихъ мысахъ, подъ защитою которыхъ стоятъ на якорѣ ихъ военные корабли. Часто предла­ гали перевести столицу въ Тринкомали; но какъ ни велики выгоды положенія этого пор­ та, ему ледрстаетъ пояса производитѳльныхъ мѣстностей и сѣти дорогъ, недостаетъ того, чѣмъ обладаетъ Коломбо. Городъ, построен­ ный на возвышенной косѣ, между внѣшнимъ рейдомъ и портомъ, въ дѣйствительности есть лишь мѣстечко, которое даже въ отношеніи своего продовольствия зависитъ отъ городовъ Ваттикалоа и Джафны; но зато Тринкомали принадлежитъ къ числу святыхъ мѣстъ Цей­ лона: пилигримы массами приходятъ созерцать скалу, оторванную отъ горы Меру и перене­ сенную сюда богами. Если бы въ этомъ портѣ стояли на якорѣ цѣлые флоты и если бы до­ ма тѣснились вокругъ укрѣпленій, Тринкомали не уступалъ бы, по красотѣ мѣстоположенія, Ріо-де-Жанейро: островки, высокіе мысы, бе­ реговые холмы, лѣса слѣдуютъ одни за дру­ гими вокругъ бухтъ и бухточекъ въ видѣ кар­ та аъ безконечнаго разнообразія. Главные города Цейлона, съ цифрой насе- ленія по переписи 1891 г.: Коломбо — 127.000; ІІойн тъ -д е -Галль — 34.000; Джафна—43.000;Канди—20.000; Ма- тура— 19.000; Тринкомали—11.400 жит. XYI. Острова Лакедивскіе, Малдивскіе, ар­ хипелага Чагосъ. Цоколь,ч поддерживающій полуостровъ по сю сторону Ганга, продолжается на большое разстояніе подъ поверхностью водъ океана. Если вѣрно, что почти на всей окружности континентовъ обрывистые берега омываются глубокими морями, то этого нельзя сказать о западныхъ берегахъ Индіи. Противъ Конкана и Малабара мели и неглубокія мѣста, кото­ рый можно разсматривать какъ пьедесталъ кон­ тинента, занимаютъ значительное протяженіе Аравійскаго моря. Все морское пространство, лежащее къ югу отъ полуострова Каттіаваръ до широты Бомбея, заключено въ этомъ поясѣ глубинъ, меныпихъ 100 метровъ, и морское дно тамъ находится, среднимъ числомъ, въ сорока метрахъ отъ поверхности. Обширное подводное плоскогорье, извѣстное подъ име­ немъ «Низкаго берега въ пятьдесягъ саженъ», ограниченное на востокѣ «Мелью Направле- нія», указываешь уже на разстояніи 200 ки­ лометровъ подходы Бомбейскаго порта. На югѣ этотъ подводный берегъ съуживается и имѣетъ въ среднемъ не болѣе 100 километровъ шири­ ны; на западѣ онъ вдругъ оканчивается кру­ тизной, столь же обрывистой, какъ обрывисты на материкѣ береговые утесы Гатскихъ горъ. Обойдя вокругъ мыса Коморинъ, подводный пьедесталъ приближается къ Цейлону и око­ ло южной стороны острова образуешь уже толь­ ко узкую окраину изъ рифовъ и мелей. Рав- нымъ образомъ и на восточной сторонѣ глав- наго индійскаго острова мели тянутся вдоль прибрежья; но, по какому-то странному конт­ расту, низменное побережье Индіи—берега Ко- романдельскій, Сиркарскій, Орисскій — есть ближайшее къ океанійскимъ пропастямъ; на- противъ, вдоль крутыхъ обрывистыхъ береговъ Малабара и Конкана мели, быть можетъ, остатки бывшихъ, нынѣ затонувшяхъ земель, простираются на наибольшее разстояніе отъ моря. Между 17-мъ и 16-мъ градусами широты, противъ маленькаго порта Раджапуръ, узкая подводная долина, гдѣ лотъ показываетъ глу­ бины отъ 225 до 400 метровъ, отдѣляетъ отъ континентальнаго берега острововидную мель, дно которой отстоитъ не болѣе, какъ на 20 или 25 метровъ отъ поверхности. Это под­ водное плато, называемое Ангріа, есть сѣвер- ный молъ гряды мелей, рифовъ, острововъ в островковъ, которая продолжается прямо на югъ до середины Индійскаго океана и которую ученые разсматриваютъ какъ принадлежащую къ одной и той же геологической формаціи, хотя всѣ этиостровныя цѣпиотдѣлены одна отъ дру­ гой широкими и глубокими впадинами или до­ линами. Острова Лакедивскіе, Мининой, Мал- дивскіе, Чагосъ составляютъ часть этой мери- діональной гряды, которая отъ подводнаго плато Ангріа до подобнаго же плато Центу- ріона имѣетъ не менѣе 2.600 километровъ въ длину; вмѣстѣ съ подводнымъ цоколемъ Сешель- скихъ острововъ, лежаіцимъ западнѣе, всѣ эти островныя цѣпи совершенно отдѣляютъ Ара- війское море отъ свободныхъ пространствъ Индійскаго океана. По мнѣнію многихъ нату- ралистовъ и геологовъ, пытающихся объяснить

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz