О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

Игорь Бородулин Лоцманы В средневековые времена отважные путешественники и предпри­ имчивые купцы, каждые из своих соображений, пытались попасть по морям и океанам в такие неизведанные места, что только подготовка к походу составляла несколько месяцев. При этом кроме закупки необ­ ходимых средств для длительного и безопасного плавания стояла осо­ бая задача подобрать лоцмана на весь период плавания. Трудно себе представить, но даже такие великие мореплаватели, как Фернан Ма­ геллан и Америго Веспуччи, совершали свои экспедиции с лоцманами на борту. Помогая капитанам ориентироваться в путаных и опасных шхерах морей, лоцманы старались зафиксировать на картах и в осо­ бых сборниках (лоциях) накопленные практические знания о водных путях. В некоторых государствах законодатели, реализуя широкие пра­ ва лоцманов, не обошли и обязательства, к преступившим положения применялась даже смертная казнь, ведь на кону стояли жизни людей, а также дорогостоящие товары. Кто они были, эти лоцманы? Как правило, это бывшие моряки, ры­ баки, не представляющие своего будущего в земных профессиях. По­ лученные знания и собственный опыт лоцмана передавались от отца к сыну. Считалось, что хорошим лоцманом может стать далеко не каж­ дый моряк и что для этого необходимы особые личные качества, кото­ рые дарованы только избранным. Не ограничиваясь любовью к морю, наравне с экипажем испытывая невзгоды морской службы, лоцманы управляли судном. Как правило, находились они на ходовом мостике судна, используя карты, приспособления для определения места по звёздам, а также данные течения и фактического направления и силы ветра, лоцманы делали поправки к выбранному маршруту. Лоцман подчинялся власти капитана, оставался независимым в области нави­ гации. Капитан судна строго руководствовался командами лоцмана об изменении курса, сворачиванию парусов или выставлении допол­ нительных для более скорого и безопасного плавания. С помощью оптических приборов лоцман сличал береговую черту с данными на картах, докладывал капитану о местонахождении судна относительно порта, расстоянии до берега. Окончательное решение о заходе в порт принимал капитан судна. Задача лоцмана - безопасно провести судно в порт или указать капитану глубину места при необходимости поста­ вить судно на якорь. Естественно, что в те далёкие времена, когда ещё

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz