Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 8. (С 1 января – 9 мая 1945 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 214 с. : карты.

корабль «Смерч», большие охотники № 131, 133, 134, 13,5, 136, 206, 210, 225 и в 5 ч. 50 м. эскадренные миноносцы«Карл Либкнехт» и «Жесткий», сторожевой корабль № 20 и тральщик «Т-112>> вышли из Иоканки к кромке льда для встречи и эскортирования иностранных транспортов в точку встречи с Мурманской группой конвоя RA-65. Сторожевой ко­ р а б л ь № 20 и тральщик «Т-112» имели задачу обеспечения транспортов в районе Иоканской военно-морской базы в случае их отрыва от конвоя. В 10 ч. 00 м. в 14 милях к северо-востоку от острова Лумбовского- наши корабли приняли от ледоколов 12 иностранных транспортов и 3 танкера и направились в точку рандеву. В районе мыса Крестовый к конвою присоединился эскадренный миноносец «Урицкий», вышедший накануне’из Кольского залива. В 15 ч. 45 м. тральщики № 32 и 53, обес­ печивавшие проход транспортов к кромке льда в районе острова Л ум ­ бовского, возвратились в Иоканку. Ледоколы «Иосиф Сталин», «Ленин» и «Северный Ветер» пошли в Архангельск. (Дело 13751, л. 52, 53.) 24 самолета Беломорской флотилии в течение дня летали для обеспе­ чения Беломорской группы конвоя RA-65, из них 11 — на противоло­ дочное охранение и 13 — на противовоздушную оборону конвоя. (Дело 18886, л. 83.) Авиация Северного флота в течение суток сделала 36 самолето-вы­ летов на поиск и уничтожение подводных лодок противника на подхо­ дах к Главной базе флота. Восемь самолетов «Киттихаук» (118-го авиаполка) летали парамина подходы к Кольскому заливу, сбросили для контрольного бомбомета­ ния 20 ФАБ-100, но противника не обнаружили. Четыре самолета Ил-4 (9-го гвардейского минно-торпедного авиа­ полка) парами летали на поиск неприятельских лодок в районе рыбных промыслов. В 11 ч. 20 м. пара наших самолетов (ведущий — майор Хи­ бин) обнаружила в ш = 69°26' норд, д = 34°35' ост подводную лодку под перископом, шедшую курсом 340—350°, и атаковала ее четырьмя ФАБ-100. Результатов атаки летчики не наблюдали. С 16 ч. 45 м. до 19 ч. 10 м. для обследования этого района выходил катер МО № 434, но ничего там не обнаружил. На поиск подводных лодок вылетали т акже парами (три пары 2 раза) восемь самолетов «Бостон» (36-го минно-торпедного авиаполка). В 8 ч. 25 м. два «Бостон» (ведущий — младший лейтенант Смоляков) в ш = 69°30" норд, д = 35°10/ ост обнаружили перископ подводной лодки, шедшей курсом 180°. Самолеты сбросили по лодке 4 ФАБ-100, после чего на поверхности моря появился масляный след. В 8 ч. 55 м. летчики наблюдали рубку этой подводной лодки и обстреляли ее из пулеметов. В 12 ч. 05 м. два самолета «Бостон» (36-го минно-торпедного авиа­ полка, ведущий — Герой Советского Союза капитан В. П. Рукавицын) в ш == бЭ^ЗО' норд, д — 34°45/ ост обнаружили и атаковали с высоты 600 м двумя сериями бомб вражескую подводную лодку, шедшую под перископом. Первой серией из пяти ФАБ-100 лодка была накрыта, и на поверхности воды появились масляные пятна, а затем и борт сильно накренившейся подводной лодки. После второй атаки (7 ФАБ-100) мас­ ляное пятно увеличилось, и появились воздушные пузыри. Видневшийся над поверхностью воды борт подводной лодки был обстрелян из пуле­ метов. Неприятельская подводная лодка в 700 т считалась потопленной. (Дело 18886, л. 82, 83; дело 19827, л. 1— 14.) Радиоразведка обнаружила вражеские подводные лодки: в 3 ч. 26 м.— в ш = '7 0 ° 18' норд, д = 31°35' ост; в 2 ч. 47 м. — в ш = 71°04' норд, д = 19°50' ост; в 12 ч. 11 м. — в ш = 71028/ норд, д = 28°35' ост; 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz