Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 8. (С 1 января – 9 мая 1945 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 214 с. : карты.
ном отношении плавание в полярные ночи, при снежных зарядах, в Шу мане и ведение боя в этих условиях видимости. Война опровергла соображения мирного времени об ограниченных возможностях использования авиации на Севере. Все имевшиеся типы самолетов использовались для выполнения тех или иных задач и не только летом, но и зимой. На Северном театре необходимо развивать авиацию: торпедоносную, бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную* противолодочную, корректировочную и самолеты связи. Особое'внимание должно быть обращено на оборудование' самолетов средствами радио локации, а т акж е антиобледенителями. Необходимо увеличить калибры, имеющейся на Севере береговой артиллерии. Морская пехота, зарекомендовавшая себя с положительной стороны, должна входить в состав флота еще в мирное время, усиливаясь с р а з вертыванием военных действий. IV. По оборудованию театра В основу развития флота на Севере нужно поставить строительство баз в мирное время, в особенности в юго-восточной части, Баренцова и в Карском морях, где их развитие в военное время может быть значи тельно осложнено. Опыт войны показал необходимость соединения про лива Югорский Шар через Хабарово железной дорогой с Архангель ском, а такж е районов Печенги, полуостровов Рыбачий и Средний, Те- риберки и Иоканки — с Мурманском. Основные аэродромы должны быть изысканы и построены в мирное время. V. По организации флота Существовавшая во время войны организация Северного флота и входившей в его состав Беломорской флотилии в полной мере соответ ствовала решению оперативных задач. Все маневренно-ударные силы (соединения флота) находились в непосредственном подчинении коман дующему флотом, что при ограниченном составе сил не осложняло управления ими, а, наоборот, давало возможность более оперативно, минуя промежуточные инстанции, сосредоточивать силы на главных направлениях и для решения главных задач. (Дело 17814, книга 1, л. 422—432.) "Член Военного Совета Северного флота вице-адмирал Николаев в докладе Народному Комиссару Военно-Морского Флота Союза ССР весной 1945 г. так охарактеризовал политико-моральное -состояние лич ного состава флота. Политико-моральное состояние личного состава флота крепкое и здоровое. Офицеры, старшины, краснофлотцы кораблей и частей пре даны нашей большевистской партии, Советскому правительству и то варищу Сталину. Такая оценка объясняетс.я прежде всего тем, что: 1) Мы имеем прекрасный офицерский состав, понимающий свою роль, ответственность и требования Народного Комиссара и своей вос питательной работой укрепляющий политико-моральное состояние людей своего корабля, части. 2) Мы имели около 1000 партийных организаций и в них 35 ООО1ком мунистов, столько ж е комсомольцев. Эта огромная армия коммунистов и комсомольцев составляла немного менее трех четвертей всего личного состава флота. Коммунисты и комсомольцы во время войны занимали во всей боевой работе ведущее место, являлись передовиками,, показы- 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz