Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 8. (С 1 января – 9 мая 1945 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 214 с. : карты.

«Обидиеит» постановила 196 мин марки XVII 1 в 4 милях к норд-осту от острова Кильдин. Вторая группа в составе эскадренных миноносцев «Оппортьюн» и «Оѵрвелл» поставила 80 мин марки XVII в двух милях к осту от мыса Сеть-Наволок. Всего было выставлено в шести линиях 276 мин на углубление 60 фут. относительно малой сизигийной воды с минным интервалом 200 фут., при 16 узловой скорости. В 19 ч. 00 м. заграждение было поставлено; заградитель и мино­ носцы в 19 ч. 50 м. возвратились в Кольский залив. Английские корветы остались в р а й о н е ‘мыс Цып-Наволок — остров Кильдин и продолжали поиск неприятельских подводных лодок. Д ля противовоздушной обороны английских кораблей вылетали груп­ пами по 4 самолета 12 «Аэрокобра» (27-го истребительного авиаполка). (Дело 16920, л. 44, 45; дело 17544, л. 113; дело 18886, л. 114 об.) Действия на внутренних морских коммуникациях. В 0 ч. 15 м. из Лиинахамари вышла в Кольский залив первая группа конвоя «ПК-9» (рис. 6) и пошла со скоростью 6 узлов, вторая группа конвоя вышла в 1 ч. 10 м. и дала ход 12 узлов. В 3 ч. 30 м. обе группы, соединились к северу от Айновских островов. В состав конвоя входили: транспорты «Идефьорд» (норвежский)2, «Онега», эскадренные миноносцы «Карл Либкнехт» (командир конвоя—-начальник штаба эскадры капитан 1 ранга Румянцев), «Дерзкий»., «Жесткий», «Достойный», тральщики «Т-115», «Т-116», большие охотники № 131, 215, 220, 225, 227, 228, торпедные катера № 211, 219, 222, 417 и норвежские ко р а бли—■ корвет «Эглан- тина», тральщики «Кормой», «Тромсой» и «Елой». На противолодочную оборону конвоя «ПК-9» летали парами четыре самолета «Каталина» (118-го разведывательного авиаполка); на его прикрытие с аэродромов Пумманки и Луостари летали парами шесть «Кигтихаук» (78-го истребительного авиаполка). В 0 ч. 38 м. самолет «Каталина» (летчик — капитан Лятин) обнару­ жил в 12 милях к северо-западу от мыса Цып-Наволок неприятельскую подводную лодку в надводном положении и сбросил на нее с высоты 300 м 4 ПЛАБ-100. Летчик наблюдал прямое попадание и взрыв бомбы (с пламенем в кормовой части лодки); лодка потеряла ход и, получив дифферент1 на корму, быстро погрузилась. При выходе в атаку наш самолет был безуспешно обстрелян интенсивным огнем зенитной артил­ лерии и автоматов с подводной лодки. В 6 ч. 18 м. «Карл Либкнехт» в ш = 69°54' норд, д = 32°47',5 ост (в 12,3 мили к северо-западу от мыса Цып-Наволок) обнаружил и а т а ­ ковал вражескую подводную лодку пятью сериями глубинных бомб по надежному контакту. В 6 ч. 24 м. по этой же лодке сбросили сковываю­ щие серии глубинных бомб «Дерзкий» и большой охотник № 131. Р е ­ зультат атак не был установлен. Вражеская подводная лодка была об­ наружена внутри строя конвоя; она подвергалась атакам в течение всего времени, пока конвой не прошел опасную от этой лодки зону. В 8 ч. 23 м. «Карл Либкнехт» в ш = 69°4Г норд, д = 33017' ост сноза обнаружил прибором «Дракон» внутри строя конвоя подводную лодку противника и до, 8 ч. 38 м. сбросил на нее 4 серии глубинных бомб. После четвертого захода бомбы на миноносце были на исходе, поэтому 1 Английская мина марки XVII является ішерто-грузовой, якорной, электроударной миной, взрывающейся от замыкания электрической внутренней цепи. Это замыкание происходит от удара и смещения одного из И выступающих латунных шипов, распо­ ложенных в верхнем и нижнем полушариях корпуса мины. (Дело 16920, л. 45.) - Транспорт «Идефьорд» был переведен в Кольский залив для включения в состав конвоя RA-66, который должен был выйти в Англию. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz