Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 8. (С 1 января – 9 мая 1945 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 214 с. : карты.

и неприятельским базам и аэродромам никакими силами Северного флота не производилось. В связи с увеличившейся подводной опасностью главной задачей Северного флота стало обеспечение конвоев на комму­ никациях в Баренцевом море проведением конвойных операций и по­ исками подводных лодок противника на театре. В этих операциях уча­ ствовали почти все корабли флота и авиации. Активизация действий неприятельских подводных лодок значительно увеличила напряжение наших надводных кораблей. Количество эскортировавших кораблей на единицу эскортируемых судов возросло до 10— 12. Наш корабельный состав после проведения больших операций в 1944 г. по обеспечению арктических перевозок и по содействию приморскому флангу армии нуждался в значительном ремонте и пополнении сил (свыше 40% всего боевого корабельного состава стояло в ремонте). После овладения пор­ тами в Варангерфьорде интенсивно тралились и очищались от мин фар ­ ватеры в этих портах. В тралении принимали участие и норвежские корабли. Основными участками внутренних морских коммуникаций были сле­ дующие: Кольский залив -— Лиинахамари и Кольский залив — Иоканка — Белое море. Восточные районы театра были скованы льдом, и навигации там не было. Дозоры на театре были-на подходах к Коль­ скому заливу, Лиинахамари и Иоканке и в северной части Белого моря. К началу 1945 г. в Норвежском море на переходе из Англии з СССР находился конвой JW-63, вышедший 30 декабря из Лох-Ю. Прибытие его в Кольский залив ожидалось 8 января. В Англии (в Инверейри) находились 16 больших охотников, получен­ ных нами в США по ленд-лизу и совершавших переход в СССР. Эти корабли ожидали включения в один из очередных конвоев для продол­ жения перехода в Кольский залив '. II. Силы противника К началу 1945 г. численный состав германского флота в Норвегии был следующим: 2 легких крейсера, свыше 12 эскадренных миноносцев, до 100 подводных лодок, 75 сторожевых кораблей и сторожевых кате­ ров, 120 тральщиков и катеров-тральщиков, свыше 20 истребителей подводных лодок, около 20 торпедных катеров, свыше 2 минных за гра ­ дителей, сетевой заградитель, 2 корабля противовоздушной обороны, 5 пловучих баз, 12 пловѵчих баз авиации, 80 десантных барж и паромов и 80 других вспомогательных судов и военных транспортов. В Северной и Западной Норвегии дислоцировались следующие ко­ рабли: в районе Хоннингсвог — Хаммерфест — Альтенфьорд — 2—3 ми­ ноносца, 6 сторожевых кораблей и тральщиков, 9 сторожевых катеров, 8 самоходных барж; в Люнгенфьорде — 5 самоходных барж, в Тромсе — 3—4 миноносца, 15 сторожевых кораблей и тральщиков, 5 подводных лодок, минный заградитель?, пловучая база подводных лодок, 16 сторо­ жевых катеров, 2 шгавучие базы авиации, 9 самоходных барж; в районе Харстад — Б,уде — 2—3 миноносца, 17 сторожевых кораблей и траль­ щиков, 12 подводных лодок, пловучая база авиации, 10 сторожевых катеров; Тронхейм — 3 миноносца, 20 подводных лодок, 30 сторожевых кораблей и тральщиков, 9 сторожевых катеров. На порты Южной и Юго-Западной Норвегии (Берген, Ставангер и Осло), по неполным данным, базировались 2 легких крейсера, 5 мино­ 1 Большие охотники прибыли в Кольский за.лив 25 апреля 1945 г. с конвоем JW -66 и вошли в состав Северного флота. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz