Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

деления рулевых старшина 2 статьи коммунист Кузьмин, старший красно­ флотец-моторист коммунист Смирнов и краснофлотец-моторист Сало- матин; они вынеісли раненого командира из штурманской рубки, подняли на плотик и прикрывали все время от ветра и воды до тех пор, пока Грицюк не был поднят на борт большого охотника № 227. Таким же образом был спасен тяжело раненый командир корабля старший лейте­ нант Рованов. Краснофлотец-комендор Гетман, находившийся во время взрыва в носовом кубрике и сам спасшийся только благодаря своему / исключительному самообладанию, выбрался из корабля через пробоину, У увидел в воде еле державшегося дивизионного штурмана старшего лейтенанта Воронина и подплыл к нему со словами: «Если погибнем, то вместе». Гетман предоставил раненому свой матрац и поддерживал его до тех пор, пока их обоих не подобрали. (Арх. 23126, л. 182—184.) В районе острова Сосновец эскортные корабли конвоя «ИБ-30» от­ делились от него и присоединились к танкеру «Фрунзе», стоявшему на якоре у острова Сосновец. Танкер «Фрунзе» и корабли охранения по­ лучили наименование конвоя «БИ-28». Ледокольный пароход «Седов» и транспорт «Киров» продолжали идти самостоятельно и прибыли: первый — в 10 ч. 40 м. в Архангельск, вто­ рой— в 13 ч. 40 м. в Кандалакшу. (Арх. 13085, л. 16 об.) Переход больших охотников из Америки. 19-й дивизион больших охотников продолжал переход из Скапа-Флоу в Инверейри. 20-й диви­ зион больших охотников прибыл из Лондондерри в Инверейри (Арх. 23099, л. 2.) 8 ДЕКАБРЯ. Действия на коммуникациях противника и против его баз. Два самолета «Бостон» (118-го разведывательного авиаполка) в разное время летали на поиск кораблей противника на коммуникациях вдоль берегов Северной Норвегии и обнаружили в порту Хаммерфест 2 транспорта, 2 миноносца, 3 сторожевых корабля и 8 самоходных барж; в проливе Серейсунд —- 3 миноносца, шедших на запад. Самолет «Спитфайр» (того же авиаполка) летал на разведку аэро­ дромов Альтен и Биллефьорд, но из-за плохой погоды задания не вы­ полнил и возвратился. (Арх. 17995, л. 477.) По данным радиоразведки, в течение суток в плавании у берегов Се­ верной Норвегии было обнаружено до 40 кораблей различных типов. (Дело 7135, л. 54.) Пять самолетов «Бостон» (36-го минно-торпедного авиаполка, веду­ щий —майор Прокофьев М. М.) и пять «Бостон» (9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка, ведущий — гвардии капитан Новицкий) вылетели на бомбардирование кораблей, обнаруженных воздушной раз­ ведкой в порту Хаммерфест. В районе мыса Нордкап самолеты встре­ тили низкую 10-балльную облачность, в результате чего первая группа к Хаммерфесту не прорвалась и в 12 ч. 55 м. нанесла бомбардировочный удар по причалам в порту Хоннингсвог, сбросив на цель 10 ФАБ-500. Результат удара не был установлен. Вторая группа дошла до Хаммер- феста и в 13 ч. 05 м. сбросила по причалам и кораблям 10 ФАБ-500; экипажи наблюдали разрывы бомб среди складских помещений и на причалах. Самолет «Бостон» (9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка) летал на «свободную охоту» на коммуникациях противника. Самолет дошел до Тромсе, но из-за плохой погоды кораблей не обнаружил и воз­ вратился на аэродром. (Арх. 17995, л. 477.) 1 20-й дивизион больших охотников находился в Инверейри до 10 февраля 1945 г. 466

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz