Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

Действия частей Северного оборонительного района. Части Север­ ного оборонительного райо,на продолжали очищать ог мелких групп противника районы Лиинахамари, Трифона и севернее Печенги, а также разминировали дороги, причалы и портовые сооружения. (Арх. 17543, л. 321.) 349-й отдельный пулеметный батальон был переброшен из Лиина­ хамари в Пумманки для обороны полуострова Средний. 347-й и 348-й отдельные пулеметные батальоны продолжали оборонять район Ивари — Кутовая. (Арх. 16031, л. 290.) 16 самолетов «Аэрокобра» (27-го истребительного авиаполка) в свет­ лое время летали на прикрытие наземных войск Северного оборони­ тельного района; встреч с противником не было. (Арх. 17995, л. 412.) Действия Печенгской военно-морской базы. Командир Печенгской военно-морской базы капитан 1 ранга М. С. Клевенский с оперативной группой оборудовал командный пункт базы и готовился к приему н размещению личного состава базы. (Арх. 13880, л. 12.) В 12 ч. 45 м. катера-тральщики № 401, 404 и 405 вышли из Лиина­ хамари на траление подходов к заливу Петсамонвуоно; было затралено и уничтожено 6 мик типа ЕМС. (Арх. 17543, л. 321.) Действия на коммуникациях противника и против его баз. В ночь на 16 октября 8 торпедных катеров выходили в Варангерфьорд на поиск кораблей противника; ничего не обнаружив, катера возвратились в Пумманки. (Арх. 12253, л. 50.) Авиация Северного флота вела разведку коммуникаций, портов, прифронтовых дорог и аэродромов вдоль побережья Северной Норве­ гии. На разведку летали 7 самолетов «Киттихаук», 3 «Бостон» и 1 Як-9 (118-го разведывательного авиаполка). В 11 ч. 55 м. воздушная раз­ ведка обнаружила на зыходе из Бекфьорда конвой (3 транспорта, 3 сторожевых корабля, тральщик и 7 сторожевых катеров). За конвоем было установлено непрерывное наблюдение до наступления темноты. На подходах к Вадсе к конвою присоединилось еще несколько кораблей охранения и, по сообщению разведчика, в его составе находилось уже 26 кораблей, над конвоем патрулировали 6 немецких самолетов Me-109; один До-24 нес противолодочное охранение. Для уничтожения немецкого конвоя была приготовлена ударная авиация Северного флот*а и поставлены в известность подводные лодки, находившиеся на Позициях. Учитывая огневое противодействие противника, было принято реше­ ние сначала самолетами Ил-2 подавить систему огня кораблей охране­ ния, а после этого нанести по конвою ряд торпедо-бомбо-штурмовых ударов. Плохие метеорологичесские условия в Варангѳрфьорде затруд­ няли поиск конвоя нашим ударным группам, но им оказывали значитель­ ную помощь самолеты-разведчики, которые по радио точно ориентиро­ вали о месте нахождения конвоя. 12 самолетов Ил-2 (46-го штурмового авиаполка) двумя группами (ведущие — капитан П. А. Евдокимов и старший лейтенант Н. Н. Суро- вов) под прикрытием 15 Як-7 (20-го истребительного авиаполка) в 14 ч. 40 м. в районе мыса Эккерей с. пикирования атаковали неприя­ тельский конвой. Удар оказался для немцев неожиданным, и огонь по штурмовикам был открыт в тот момент, когда самолеты уже пикиро­ вали. На цель было сброшено 20 ФАБ-250, 2 РОФС 132-лш и 32 PC 82 -мм; был потоплен сторожевой корабль в 800 т и зажжены транспорт и тральщик.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz