Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

Действия на внешних морских коммуникациях. Начались действия по переводу из Англии в Кольский залив отряда кораблей, принятых нашим личным составом от англичан для пополнения Северного1флота (линейный корабль «Архангельск» и 8 эскадренных миноносцев). Пе­ реход отряда совершался одновременно с переходом конвоя JW-59 (приложение 26). Командир отряда вице-адмирал Г. И. Лѳвчечко отдал следующие распоряжения на переход: 1) дивизиону миноносцев выйти из Скапа-Флоу в 18 ч. 00 м. 16 ав­ густа и следовать в Скаллфьорд (Фарерские острова), где принять топливо, и в 13 ч. 00 м. 18 августа прибыть в точку рандеву с линейным кораблем; 2) линейному кораблю «Архангельск» выйти из Скапа-Флоу Е 22 ч. 00 м. 17 августа в охранении двух английских миноносцев и сле­ довать к Фарерским островам с расчетом прибыть в точку рандеву с миноносцами к 13 ч. 00 м. 18 августа; 3) -дивизиону миноносцев в точке рандеву вступить в охранение ли­ нейного корабля и всему отряду следовать в Кольский залив; 4) после встречи с конвоем JW-59 и занятия кораблями отряда своих мест в походном порядке конвоя (линейный корабль в середине конвоя, миноносцы — ка флангах) миноносцам приступить к приему топлива с танкеров; 5) по окончании приема топлива миноносцами отряду отделиться от конво? и следовать самостоятельно; 6) эскадренный ход — 16 узлов. Обстановка в Норвежском море во время перехода конвоя JW-59 и нашего отряда кораблей из Англии была следующей: а) немецкий ли­ нейный корабль «Тирпитц» стоял с миноносцами в Альтенфьорде и мог выходить в море; б) в базах южной Норвегии было около 30 немецких подводных лодок; на Нарвик, Тромсе и Хаммерфест базировались также значительные подводные силы противника, действовавшие против англо-американских конвоев; в) немецкая авиация, могущая действо­ вать на путях конвоя, базировалась на аэродромы в районе Тронхейм— Киркенес и насчитывала 160 самолетов (40 ФВ-200, 25 Ю-88, 6 Хе-111, 35 БФ-138, 20 Ме-110, 25 Ме-109, 9 ФВ-190); воздушная разведка с аэродромов Норвегии велась в трех основных направлениях: к Шет­ ландским и Фарерским островам, к острозу Ян Майен и к острову Медвежий. (Арх. 20017, л. 79—83.) Во время подготовки наших кораблей к переходу из Англии на них проводилась партийно-политическая работа. Работники политотдела отряда сделали ряд докладов на темы, связанные с переходом, и полит­ информации О1 бдительности, героизме, отваге, выносливости. Было выпущено обращение командующего отрядом к личному составу кораб­ лей с призывом отдать все силы на успешное завершение перехода и на выполнение своего воинского долга при встрече с врагом. На кораблях состоялись совещания офицеров. О высоком уровне политико-морального состояния личного состава свидетельствует тот факт, что большое количество лучших людей от­ ряда подало заявления о вступлении в ряды ВКЩб) и в ленинско-ста­ линский комсомол. Только на одном линейном корабле было подано 45 заявлений с просьбой принять в члены и кандидаты ВКЩб ), 40 заявлений — в комсомол. (Арх. 23129, л. 34, 35.) В 18 ч. 00 м. из Скапа-Флоу вышел на Фарерские острова 4-й диви­ зион миноносцев («Достойный», «Дерзкий», «Деятельный», «Доблеет- 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz