Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 7. (1 июля – 31 декабря 1944 г.) / Военно-Морское Министерство Союза ССР, Морской Генеральный Штаб ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1950. – 571 с. : карты.

бѳрежье и обеспечивали морские перевозки между портами Северо- Западной Норвегии и портами Варангерфьорда. Эти перевозки имели для противника исключительно важное значение, так как: а) подвоз снабжения немецкой группировке войск, действовавшей на сухопутном фронте, мог производиться только морем из-за отсутствия на Севере удобных сухопутных путей; б) вывоз из Варангерфьорда железной руды и, в особенности, никеля был жизненно важен для военной экономики Германии. В течение июня на этой коммуникации было обнаружено 24 не­ приятельских конвоя. Конвои ходили под большим корабельным эскортом (иногда до 20 и более кораблей — миноносцы, сторожевые корабли, тральщики, сторожевые катера) и имели сильное прикрытие с воздуха. Немцы наносили бомбардировочные удары по нашим объектам редко, в светлое время суток, мелкими группами истребителей, исполь­ зуемых в качестве бомбардировщиков, из-за неимения тяжелой авиации (перебазированной на южные участки сухопутного фронта), а также вследствие большого превосходства в воздухе авиации Северного флота. Существенного ущерба такие удары не причиняли. По той же причине противник во время перехода в море иностранных конвоев дей­ ствовал против них исключительно подводными лодками во взаимодей­ ствии с разведывательной авиацией. Северный флот оказывал армии поддержку главным образом опера­ циями на морских коммуникациях противника (непосредственная огне­ вая поддержка на сухопутном фронте со стороны флота не требовалась). Характерным в операциях флота было: а) оперативное взаимодействие между подводными лодками, авиацией и торпедными катерами; б) по­ следовательные и совместные массированные удары однородных и раз- народных сил по неприятельским конвоям; в) широкое применение раз­ нородных средств оперативной и тактической разведки коммуникаций. Морские перевозки между нашими портами Баренцова и Белого мо­ рей были значительны и требовали большого напряжения сил флота для обеспечения внутренних конвоев. Карское море было покрыто льдом, и навигация там еще не открылась. Дозорная служба на театре была организована: а) на подходах к Кольскому заливу, б) в операционной зоне Беломорской военной фло­ тилии — на подходах к губе Белушья, к Иоканке, у входа в Белое море, в Горле Белого моря и в Двинском заливе (приложения 21 и 22). В течение первой половины 1944- г. Северный флот усилился новыми тральщиками, большими охотниками, торпедными катерами и самоле­ тами; это дало возможность сформировать в составе флота новые сое­ динения: бригаду траления, бригаду торпедных катеров, бригаду сторо­ жевых кораблей и др. II. Силы противника К концу июня 1944 г. противник имел на Северном театре следую­ щие силы: Флот: линейный корабль «Тирпитц», 13—14 миноносцев, до 30 под­ водных лодок, 2 минных заградителя, 50 тральщиков и сторожевых ко­ раблей, 50 сторожевых катеров, неустановленное количество торпед­ ных катеров, более 20 самоходных барж, 12 вспомогательных кораблей. «Тирпитц» стоял в Альтенфьорде; большая часть подводных лодок базировалась на порты Нарвик, Тронхейм и Тромсе; в базах Варангер­ фьорда находились 9 сторожевых кораблей и тральщиков, 16 стороже­ вых катеров, 8 самоходных барж и вспомогательное судно. Авиация: на аэродромы Северной и Северо-Западной Норвегии и Северной Финляндии базировались 205 самолетов, из них на мурман­ 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz