Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.

Подводная лодка «С-103» находилась в Порсангерфьорде в районе Хоннингсвога и в течение суток обнаружила только большое число не­ приятельских мотоботов, работу зенитных прожекторов в Хоннингсвоге и огни береговых маяков. (Дело 9855, л. 1 об., 21.) Подводная лодка «М-201» (командир лодки — капитан-лейтенант Балин ), производя в надводном положении поиск кораблей противника в районе Танафьорд — Берлевог, в 1 ч. 19 м. обнаружила на курсо­ вом угле 20° правого борта силуэт корабля и пошла на него в атаку. В 1 ч. 37 м. выяснилось, что это был неприятельский мотобот, который резко изменил курс и ушел в Танафьорд. В 17 ч. 14 м. были обнару­ жены еще два мотобота, шедшие с включенными огнями вдоль берега в направлении Танафьорда. В 21 ч. 27 м. лодка увидела стоявший на якоре на внешнем рейде Берлевога транспорт (в 6000 т) и в 21 ч. 44 м. с дистанции 8—9 каб. д ала по нему двухторпедный залп, но торпеды прошли за кормой транспорта и через 2 минуты взорвались в гавани. В 21 ч. 47 м. и в 21 ч. 48 м. с дистанции 7—8 каб. по этому транс­ порту были выпущены еще две торпеды, был виден их взрыв, атако ­ ванный транспорт загорелся и считался потопленным. Противник лодку не преследовал. (Дело 9852, л. 1 об., 6 об.) Подводная лодка «М-119» (командир — капитан-лейтенант К. М. Ко ­ лосов) в 1 ч. 51 м. пришла на позицию в район Конгсфьорда. Рассчи­ тав, что до рассвета она не успеет форсировать минные заграждения противника в подводном положении, лодка оставалась до темного вре­ мени этих суток за кромкой минного поля. В 17 ч. 45 м. она всплыла и пошла к берегу, в 20 ч. 00 м. у отвесного берега в районе мыса Маккаур обнаружила силуэт стоявшего корабля, но приняла его за макет и от атаки отказалась. (Дело 9850, л. 1, 3 об.; 4.) Подводные лодки «С-102», «С-56» и «С-104» прибыли на назначен­ ные им позиции: первая в 7 ч. 30 м. — в район мыс Нордкин — мыс Слетнес; вторая в 9 ч. 06 м. — в район Слетнес Танафьорд; третья в 20 ч. 15 м. — в район мыса Нордкин. В течение суток эти лодки не обнаружили противника. (Дело 9309, л. 1; дело 9307, л. 1; дело 9856, л. 1 об.) В 21 ч. 00 м. радиоразведка обнаружила у мыса Комагнес (в В а ­ рангерфьорде) движение вражеского конвоя на север и в 21 ч. 15 м. об этом было дано оповещение (по радио) подводным лодкам, нахо­ дившимся в м о р е 1. (Дело ШТ 6133, л. 74.) Действия на внешних морских коммуникациях. Конвой JW-56-A, рассеявшийся во время шторма, был собран кораблями эскорта в Ак- курайри (Исландия). (Дело 10149, л. 2.) Военный Совет Северного флота поставил задачи по боевому обес­ печению конвоя JW-56-A. По плану штаба флота для обеспечения кон­ воя предусматривались следующие мероприятия. Силами Северного флота: 1) усиление эскорта Беломорской группы транспортов от точки «MU» (34,5 мили по пеленгу 14° от мыса Тери- берского) двумя эскадренными миноносцами до острова Сосновец и четырьмя тральщиками типа AM — до Северо-Двинского рейда; 2) воздушная разведка в Баренцовом море для наблюдения за д виже ­ нием конвоя; 3) прикрытие истребителями с аэродромов Главной базы флота с подходом конвоя на 60—80 миль от острова Кильдин до при- 1 Радиограмма была получена в период с 21 ч. 43 м. до 22 ч. 05 м. всеми лодками, находившимися в море, кроме «М-201», которая после атаки транспорта была в под­ водном положении. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz