Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.

гельска), 5 других катеров МО прошли Сельцо (383 км от Архан­ гельска); из кораблей второй группы 4 торпедных катера прошли Верхня Тойма и 4 — Пичуга (400 км от Архангельска); третья группа (док № 2 и 4 катера МО) прошла Петушки (355 км от Архангельска); четвертая группа (6 катеров МО) прошла Вайнола (54 км от Архан­ гельска). (Дело 10700, л. 59.) 26 МАЯ. Действия на коммуникациях противника и против его баз. Конвой противника (3 транспорта, 3 тральщика, 2 миноносца, 6 сторо­ жевых кораблей и 7 сторожевых катеров), атакованный авиацией Се­ верного флота 25 мая, продолжал итти на восток и в 0 ч. 20 м. был снова обнаружен самолетсм-разведчиком 118-го разведывательного авиаполка в районе Берлевога. В дальнейшем за этим конвоем велось непрерывное воздушное на­ блюдение до захода его в Бѳкфьорд. (Дело 19740, л. 10.) Подводная лодка «М-201» (командир — капитан-лейтенант Балин ), следуя на перехват конвоя, в 0 ч. 00 м. форсировала минное за гражде ­ ние и подошла к берегу в районе мыса Маккаур. В 3 ч. 05 м. на лодке был услышан шум винтов тральщика, и в 3 ч. 17 м. командир лодки в перископ обнаружил растянувшийся конвой, состав которого не был им подсчитан. В 3 ч. 49 м. по конвою были выпущены две торпеды с интервалом 10 секунд; через 50 секунд в отсеках лодки были слышны два сильных взрыва (рис. 32). По наблюдению самолет^-разведчика, был потоплен сторожевой корабль в 800 г. Корабли охранения пресле­ довали лодку и безуспешно сбросили на нее 52 глубинные бомбы В 14 ч. 10 м. лодка получила приказание возвращаться в базу. (Дело 11343, л. 6, 12, 66.) Подводная лодка «С-15», идя на перехват конвоя, пересекла курс «М-201» и, форсировав минное заграждение, в 2 ч. 59 м. вышла такж е в район мыса Маккаур. Осмотрев горизонт, командир лодки в перископ обнаружил дым, а в 4 ч. 09 м. были ясно видны мачты четырех кораб­ лей; впереди по курсу конвоя несли противолодочную оборону два са­ молета. В 4 ч. 39 м. командир лодки (капитан-лейтенант Васильев) атаковал четырьмя торпедами транспорт и сторожевой корабль. В 4 ч. 41 м. были слышны взрывы всех четырех торпед. По наблюде­ нию самолета-разведчика, подводной лодкой «С-15» был потоплен транс­ порт в 4000 т. Корабли противника сбросили на лодку 79 глубинных бомб, от взрыва которых на лодке было разбито 8 аккумуляторных б а ­ ков, нарушена герметичность балластной цистерны, вышли из строя помпа охлаждения дизелей и подъемное устройство зенитного пери­ скопа. В 20 ч. 03 м. лодка отошла в район зарядки и получила прика­ зание возвращаться в базу. (Дело 11343, л. 6 об., 7, 38.) Утром 26 мая командующий Военно-воздушными силами принял решение повторно атаковать неприятельский конвой четырьмя удар ­ ными группами. Во время подготовки к повторному вылету наша авиа­ ция провела демонстративную операцию для отвлечения истребителей противника. Д л я этого наша радиостанция работала с передачей факти­ ческих позывных воздушных частей; все было сделано так, как перед фактической операцией. По настройке радиостанций немцы (очевидно, по радиоперехвату) знали о подготовке нашей авиации к вылету. Кроме того, с целью вы­ звать вражеские истребители с аэродромов и заставить из израсходо­ вать горючее еще до вылета наших ударных групп, был намечен вылет четырех «Киттихаук» в район севернее Варде и двух «Киттихаук» в район Луостари. Ведущим этих групп было известно, что им будут д а ­ 23* 355

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz