Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.
леты обнаружили вражеский конвоіі и пошли в атаку. Четыре «Кит тихаук» с пикирования с высоты 1500 м нанесли удар на минуту раньше торпедоносцев. На цель было сброшено 10 ФАБ-100; прямых попаданий в корабли не было. После сбрасывания бомб истребители- бомбардировщики обстреляли корабли охранения пулеметным огнем. В 1 ч. 33 м. с высоты 25—30 м и дистанции 2000 м конвой был атако ван нашими торпедоносцами, которые сбросили 8 торпед, из них: 5 45-36-АН и 3 английских. Был потоплен сторожевой корабль и по врежден транспорт в 8000 т. На обратном маршруте один «Аэрокобра», летая на низкой высоте, задел плоскостью о воду и потонул вместе с летчиком. Д л я перехвата неприятельских истребителей, вылетевших в Мотовский залив навстречу нашим самолетам, были подняты в воздух четыре «Киттихаук» и два «Аэрокобра»; встречи с противником они не имели. (Дело 17995, л. 159, 159 об., 160 об.; дело инв. 2016, стр. 9.) Третья группа самолетов — шесть Ил-2 (46-го штурмового авиа полка, ведущий — старший лейтенант Рольбин) под прикрытием шести Як-9 (20-го истребительного авиаполка) и шести «Киттихаук» (78-го истребительного авиаполка) — в 3 ч. 27 м. вылетела с аэродрома Пум манки и пошла по маршруту Пумманки — точка в 30 км севернее Варде — цель. В 4 ч. 02 м. в районе Сюльтефьорда самолеты с пики рования с высоты 1300 м атаковали конвой, сбросили 16 ФАБ-100 и обстреляли корабли пушечно-пулеметным огнем и реактивными снаря дами. Находившийся над конвоем самолет-разведчик 118-го разведы вательного авиаполка наблюдал потопление сторожевого корабля и по вреждение миноносца. Наши самолеты были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии; один «Киттихаук» был сбит и упал в рай оне конвоя. Немецкие истребители (до 16 Ме-109 и ФВ-190) атаковали наши штурмовики на отходе от цели, но были отбиты нашими истреби телями прикрытия; при этом были сбиты три Ме-109. (Дело 17995, л. 159 об.; инв. 2016, стр. 9, 10.) Командующий Военно-воздушными силами решил нанести повтор ный удар по неприятельскому конвою в Варангерфьорде. Д л я блокиро вания аэродромов Луостари и Салмиярви в 7 ч. 33 м. вылетели 33 с а молета «Аэрокобра» (1-й гвардейской смешанной авиадивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта). Четвертая группа самолетов — пять Ил-2 (46-го штурмового авиа полка, ведущий — майор Осыка) под прикрытием шести «Китти хаук» (78-го истребительного авиаполка) — в 7 ч. 43 м. вылетела с аэродрома Пумманки на штурмовой удар по конвою и в 8 ч. 32 м. с пикирования с высоты 1200 м атаковала его в районе мыса Киберг нес. На цель было сброшено 10 ФАБ-100, 2 РОФС 132-лш и 2 PC 8'2-мм. Прямых попаданий в корабли не наблюдалось. На отходе от цели штурмовики были атакованы шестью Ме-109. Истребители при крытия вступили в бой с вражескими самолетами и сбили три Ме-109. Один «Киттихаук» был сбит неприятельскими истребителями; летчик этого самолета младший лейтенант Чеканов выбросился на парашюте, спустился на воду в Варангерфьорде, затем благополучно распразил резиновую шлюпку, в которой несколько часов плавал в море. Заметив идущие к нему два наших катера, Чеканов, принял их за неприятель ские и, не ж ела я сдаваться в плен, застрелился. Чеканов поторопился принять такое решение, но он до конца выполнил свой долг перед Роди ной, показав высокое мужество и не запятнав честь офицера. Он до конца жизни был убежден в том, что лучше смерть, чем позорный плен! В ознаменование героического подвига офицера Чеканова в полкѵ была выпущена стенная газета, посвященная жизни и деятель 325
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz