Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.

Народный Комиссар Военно-Морского Флота 25 февраля 1944 г. приказал (приказ № 0054) перевести из города Баку в Архангельск подводные лодки «С-16» и «С-19». Вторым приказом (№ 0069 от 15 марта) в состав Особого отряда подводных лодок была включена третья подводная лодка — «С-17», строившаяся на Горьковском заводе № 112 . Обеспечение перехода лодок было возложено на командующего Беломорской военной флотилией. Задачи флотилии сводились к сле­ дующему: 1. Обеспечить безопасность перехода подводных лодок в доках по Северо-Двинской водной системе от селения Топорня до Архангельска путем: а) траления и ограждения пути следования лодок по каналам и рекам Сухона и Северная Двина; б) прикомандирования к отряду опытных лоцманов; в) прикомандирования к отряду аварийно-спаса­ тельной партии (от Топорня до Архангельска). 2. Оказать всемерное содействие уполномоченному Народного Комиссариата Военно-Морского Флота в обеспечении проводки лодок буксирными средствами (по Северной Двине) и при обратном движе ­ нии порожних доков. 10 мая в селение Топорня из Горького прибыла в доке подводная лодка «С-16» и в 11 ч. 00 м. вышла в город Котлас. Траление и огра­ ждение пути выполнял 7-й дивизион речных тральщиков, а с воздуха лодку прикрывали самолеты 78-й и 79-й авиадивизий Архангельского военного округа. (Дело 12149 л. 24 об., 25; дело 11215, л. 3 об.) 11 МАЯ. Действия на коммуникациях противника и против его баз. З а конвоем противника, обнаруженным авиацией Северного флота н а ­ кануне Е 18 ч. 40 м. в районе мыса Сверхольтклубб, было установлено непрерывное наблюдение. В 0 ч. 35 м. самолет Пе-3 (118-го разведы­ вательного авиаполка) сообщил, что этот конвой (7 транспортов, 4 миноносца, 4 тральщика, 7 сторожевых кораблей и 6 сторожевых катеров) находится в районе Омганг и идет на восток. Командующий Военно-воздушными силами принял решение нано­ сить торпедо-бомбовые удары по конвою с момента подхода его на радиус действия наших истребителей. Первыми должны были нанести удар торпедоносцы высотными торпедами во взаимодействии с истре­ бителями-бомбардировщиками. С целью вытеснения авиации против­ ника из района конвоя предполагалось выслать дополнительно не­ сколько групп истребителей. Последними удар должны были наносить самолеты Ил-2 с аэродрома Пумманки. Д л я блокирования авиации противника на аэродромах Луостари и Салмиярви были запрошены истребители от 7-й воздушной армии Карельского фронта. В соответ­ ствии с решением были созданы три ударные группы для первого вы­ лета. (Инв. 2016, стр. 7, 8 ) Первая группа самолетов — шесть Ил-4 (9-го гвардейского минно- торпедного авийііолка, ведущий — гвардии майор Волошин) под при­ крытием семи «Киттихаук» (27-го истребительного авиаполка) и пяти «Аэрокобра» (255-го истребительного авиаполка) — в 0 ч. 15 м. вы­ летела с аэродрома Ваенга-1 и, собравшись над аэродромом, пошла по маршруту: мыс Летинский — точка ш — 70°35' норд, д — 32°2W ост — Конгсфьорд. В 1 ч. 25 м. в районе Конгсфьорда был обнаружен враже­ ский конвой, и в 1 ч. 29 м. самолеты «Киттихаук» с высоты 4000 м с пикирования атаковали его (рис. 28), сбросив 12 ФАБ-100, но попа­ даний в корабли не было. В 1 ч. 30 м. с высоты 3000 м конвой был 323

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz