Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 6. (1 января – 30 июня 1944 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М., Денисов Н. Н. ; под. ред. Соколова Д. В. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 518 с. : карты.

чила пробоины в рубке и в соляровой цистерне; на тральщике 1 красно­ флотец был убит и 8 ранены. (Дело ШТ 6155, л. 96 об.) С 14 ч. 10 м. до 14 ч. 15 м, шесть немецких самолетов ФВ-190 и четыре Ме-109 нанесли удар по нашим кораблям в Кольском заливе. Д ва ФВ-190 с бреющего полета сбросили 2 бомбы (по 250—300 кг) но кораблям, стоявшим у пирса в Кувшинской салме. Одна бомба частично повредила причал, вторая, попав в носовую часть сторожевого катера, пробила его и взорвалась на грунте. В результате этого взрыва два сторожевых катера б ы л и , потоплены, два других получили про­ боины и притонули кормами. Большой охотник № 207 получил три про­ боины в подводной части и сел на грунт. Взрывной волной были под­ брошены кверху глубинные бомбы на одном из сторожевых катеров; одна из этих бомб упала на торпедный катер № 238, пробила палубу и попала внутрь катера, не причинив других разрушений. В это ж е время в Кольском заливе проходил конвой «Ик-9» (из Иоканки) с личным составом и материальной частью зенитных бат а ­ рей В 14 ч. 15 м. в районе острова Большой Олений конвой был ата­ кован второй группой вражеских самолетов (4 ФВ-190). Они сбросили 4 фугасные бомбы, одна из которых попала в тральщик № 31; ко­ рабль переломился и потонул на глубине 282 м. На нем погибло 62 человека, спасено 74 человека, из них 23 раненых. Вся команда тральщика № 31 показала высокое мужество, орга­ низованность и дисциплину. Люди находились на боевых постах до тех пор, пока не последовал приказ командира покинуть корабль. Коман­ дир тральщика капитан-лейтенант 3. С. Рашев умело и хладнокровно руководил личным составом; будучи раненным в голову, он не потерял самообладания и продолжал командовать кораблем; убедившись, что корабль спасти невозможно, он принял все меры к спасению людей и последним покинул корабль, когда мостик был уже под водой. Красно­ флотец Александров во время взрыва бомбы был ранен и отброшен от пушки; однако он снова занял свое место в артиллерийском расчеге и покинул боевой пост только после приказания командира, когда корма тральщика ушла под воду. В воде личный состав проявил физическую выносливость и взаимную выручку. Это высокое политико-моральное состояние команды было результатом хорошей партийно-политической работы на корабле. (Дело 23135, л. 53—55.) Вторая фугасная бомба попала в носовую часть танкера «Юка­ гир», пробила его верхнюю палубу и, выйдя из правого борта на 1 м выше ватерлинии, взорвалась в 5 м от борта корабля. Взрывной вол­ ной были повреждены навигационные и машинные приборы, ранен командир танкера и 3 матроса. «Юкагир» своим ходом прибыл в Мурманск. В момент налета вражеской авиации над конвоем находились 8 с а ­ молетов «Киттихаук» (78-го истребительного авиаполка) и 8 «Аэро­ кобра» (2-го гвардейского авиаполка). Они отражали налет нереши­ тельно и только на отходе атаковали противника. Один ФВ-190 был сбит в воздухе и упал в районе Ура-Губы. Этот налет отражала также зенитная артиллерия, которая сбила один ФВ-1902. (Дело ШТ 6155, л. 96 об., 97, 107, 108 об., 129, 129 об.; дело 17543, л. 143; дело 17995, л. 155, 155 об.; дело 19739, л. 186.) 1 См. «Хронику» за 8 мая. 2 По показаниям военнопленного немецкого летчика, сбитого через несколько дней после этого налета, было установлено, что на аэродром Луостари 9 мая не воз­ вратились три ФВ-190. (Дело 11314, л. 7 об.) 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz