Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.
С 11 ч. 19 м. до 12 ч. 24 м. четыре самолета «Харрикейн» и два Як-1 в районе Порт Владимира вели воздушный бой с четырьмя ФВ-190 и четырьмя Ме-109. Десять Як-1 прикрывали Главную базу флота и два Як-1 летали на перехват ФВ-190 в районе селения Вичаньі. Встреч с самолетами противника не было. (Дело ШТ 3521, л. 43 об., 47; д ело 13167, л. 245; дело 7448, л. 46 об.; дело 6444, л. 7.) Действия в районе Беломорской военной флотилии и на внутренних коммуникациях в Баренцовом море. В 3 ч. 30 м. эскадренные мино носцы «Разумный», «Гремящий» и «Грозный» в районе мыса Большой Городецкий присоединились к следовавшему из Белого моря на остров Диксон конвою «БА-13». С 1 ч. 10 м. до 5 ч. 23 м. и с 7 ч. 18 м. до 9 ч. 45 м. четыре МБР-2 с аэродрома Моржовец вылетали на противо лодочное охранение этого конвоя. (Дело ШТ 3555, л. 72 об.) По сообщению постов Главного управления Северного морского пути, в районе острова Тыртов с 10, ч. 40 м. до 12 ч. 10 м. было обна ружено неопознанное судно, которое скрылось курсом зюйд-ост, а в районе острова Правда с 19 ч. 50 м. до 20 ч. 15 м. — другое неопо знанное судно, скрывавшееся курсом о с т 1. (Дело ШТ 3555, л. 112.) Начальник поста наблюдения и связи на острове Диксон донес, что в 11 ч. 50 м. он наблюдал неопознанный корабль, шедший курсом зюйд-ост. По данным радиоразведки, у восточного побережья Новой Земли находились две подводные лодки противника. (Дело ШТ 3555, л. 77.) В 14 ч. 00 м. конвой в составе транспорта «Свияга», минного з а г р а дителя № 94 и тральщика № 53, следовавший из Иоканки в Архан гельск, стал на якорь на рейде у селения Поной; в 19 ч. 50 м. корабли возобновили движение. (Дело 6444, л. 70 об.) Конвой «АБ-4», шедший из губы Белушья в Архангельск, в 15 ч. 55 м. прошел пролив Костин Шар. С 16 ч. 20 м. до 17 ч. 34 м. на противо лодочное охранение конвоя с аэродрома Белушья летали два МБР -2 и два И - 15. (Дело ШТ 3555, л. 73.) В 16 ч. 26 м. конвой «КБ -18» в составе танкера «Панфнльд» и тральщиков «Джейзон» и «Бритомарт» прибыл из Кольского залива в Архангельск. (Дело 6444, л. 7 об.) Конвой речных пароходов в 22 ч. 00 м. подошел к западному входу в пролив Малыгина (северная оконечность полуострова Ямал) и ввиду мелководья в проливе разделился на две части, — пароходы пошли проливом, а военные корабли начали огибать с севера остров Белый. (Дело 6791, л. 8 об., 9.) Участившиеся случаи плавания в Карском море с ѵ д о е Северного флота и Главного управления Северного морского, пути без заявок и предупреждений приводили к запутыванию в оценке обстановки. Все это повело к гому, что штаб Беломорской военной флотилии иногда не знал о передвижении ряд?, кораблей, в особенности кораблей Главного управления Северного морского пути. Управление Северного морского пути также зачастую не знало местонахождения не только своих мел ких кораблей, но и больших транспортов и д аж е ледоколов. Мотобот «Мѵрманец», вышедший на ледовую разведку с Новой Земли 10 июля, был обнаружен только 5 августа в районе острова Правды. Свои к о рабли принимались за неопознанные корабли противника и для борьбы с ними штаб Северного флота вынужден был развертывать боевые средства. Исходя из этого, Народный Комиссар Военно-Морского Флота -----—% . •> \ -/.лг. ч,ѵ ‘■ofj. ... , \ CoCf V і о и Ь * «>> i По уточненным данным, неопознанные суда оказались: п ервое—гидрографи ческим судном „Нерпа", второе—мотоботом „Мурманец“. (Дело ШТ 3556, л. 10. 84.) 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz