Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.

С 16 ч. 30 м. до 17 ч. 04 м. семь' вражеских самолетов Ю-87, пять Ме-109.и пятнадцать ФВ-190 в 80 каб. к норд-осту от острова Кильдин пытались бомбардировать конвой «БК-13», шедший из Белого моря в Кольский залив. К конвою прорвались три ФВ-190 и сбросили две фугасные бомбы, которые попали в четвертый трюм транспорта «Лан- даф». На транспорте возник пожар; подводных пробоин и жертв не было. Налет отражался огнем зенитной артиллерии кораблей, двумя зенитными батареями с острова Кильдин и восемью истребителями с аэродромов Главной базы Северного флота. Навстречу поврежденному транспорту вышли: спасательное судно «Памяти Руслана» от Кильдпна и сторожевой корабль № 38 из дозора на линии остров Кильдин — остров Малый Олений. Пожар был ликвидирован, и в 19 ч. 30 м. тран­ спорт в охранении спасательного судна «Памяти Руслана» и англий­ ского тральщика «Джейзон» прибыл в бухту Могильная (Кильдинская салма). Остальные корабли конвоя «БК-13» — транспорты «Эмпайр Скотт», «Эмпайр Форчун», лидер «Баку», эскадренные миноносцы « Р а ­ зумный» к «Грозный» и английский тральщик «Лорд Остин» — в 20 ч. 40 м. вошли в Кольский залив. (Дело ШТ 3519, л. 58, 58 об., 60.) В 17 ч. 03 м. немецкий самолет Ю-88 появился над шедшим в Арктику конвоем «БА-10» в районе мыса Канин Нос и был обстрелян кораблями охранения. В 20 ч. 22 м. эскадренный миноносец «Урицкий» у мыса К а ­ нин Нос отделился от конвоя «БА-10» и возвратился в Иоканку. Тран ­ спорт «Унжа» в охраненші тральщиков № 55 и 65 находился на переходе из Нарьян-Мара в Иоканку. Конвой в составе пятнадцати речных колесных пароходов и кораблей охранения в 18 ч. 00 м. находился на подходах к Медынскому Завороту. (Дело 6791, л. 4 об.) 25 ИЮЛЯ. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденами Красного Знамени бригада подводных лодок Северного флота, эскадренный миноносец «Куйбышев» и подводные лодки «Щ-403» и «Щ-404». Приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота за отвагу, проявленную в боях с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава удостоены гвардейского звания Краснознамен­ ные подводные лодки «М-172», «Щ-402» и подводная лодка «Щ-422». («Правда» № 185 от 25.07.43 г.) Действия на коммуникациях противника и против его баз. С 0 ч. 10 м. до 2 ч. 40 м. самолет «Бостон» производил разведку коммуникаций противника вдоль побережья Северной Норвегии и в 1 ч. 30 м. в районе Варде обнаружил пять транспортов, четыре тральщика, четыре стороже­ вых корабля и катер, шедших курсом 160°. В 3 ч. 20 м. двенадцать Пе-2 (ведущий — командир 29-го авиаполка майор Б. П. Сыромятников) под прикрытием 12 самолетов Як-1 и шести «Аэрокобра» с аэродрома Ваенга-1 вылетели на бомбардирование обна­ руженного конвоя. В 3 ч. 59 м. с пикирования и горизонтального полета по конвою был нанесен бомбардировочный удар. По наблюдению экипа­ жей. от прямых попаданий фугасных бомб разломился и затонул транс­ порт в 12 000 г, второй транспорт в 12 000 т был подожжен. Над конвоем патрулировало до 30 самолетов противника. Междѵ нашими и неприя­ тельскими самолетами произошел воздушный бой. По докладам наших летчиков, в бою было сбито 11 Ме-109 и три Ме-110. Наши потери: пять Пе-2, три «Аэрокобра» и один Як-1. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz