Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.
ж и л конвой противника в составе трех транспортов, шести сторожевых кораблей п пяти сторожевых катеров, шедший курсом 120°. В 21 ч. 30 м. для уничтожения этого конвоя с аэродрома Ваенга вы летели четыре торпедоносца «Бостон» (ведущий — гвардии капитан A. 3. Величкин) в сопровождении десяти самолетов «Аэрокобра». Один «Бостон» и один самолет «Аэрокобра» из-за неисправности материаль ной части вернулись, не долетев до цели. В 22 ч. 50 м. в районе Берле вога торпедоносцы атаковали конвой. По докладу экипажей один «Бо стон» атаковал головной транспорт, причем одна торпеда попала в кормѵ транспорта и он потерял ход. Д в а самолета «Бостон» атаковали конце вой транспорт с обоих бортов; произошел взрыв .большой силы, подня лись клубы черного дыма. Экипажи истребителей прикрытия наблюдали на концевом транспорте пожар. Концевой транспорт считался потоплен ным гвардии капитаном А. 3. Величкиным и гвардии лейтенантом B. И. Емельянснко. На обратном пути в районе Сюльтефьорда наши самолеты были а т а кованы двенадцатью Ме-109. В воздушном бою были сбиты три Ме-109. Подбитый над конвоем один «Бостон» произвел вынужденную посадку на аэродроме Пумманки; самолет был незначительно поврежден, лет чики — невредимы. (Дело ШГ 3519, л. 32, 36.) На позиции в море в .районе Конгсфьорда находилась подводная лодка «Щ-403». В 19 ч. 09 м. она получила приказание возвратиться в базу. О подводной лодке «Щ-422» никаких сведений не было. (Дело 6193, л. 58; дело 7467, л. 33; дело БПЛ СФ 45, л. 87.) По данным радиоразведки, в дозоре в районе Хаммерфеста находи лись четыре сторожевых корабля и тральщик противника. (Дело ШТ 3519, л. 34.) Оборона Главной базы Северного флота. В 6 ч. 00 м. в районе Вайда- губского маяка (на полуострове Рыбачий) торпедным катером № 12 была подобрана резиновая шлюпка с потонувшего 20 июля самолета «Бостон». В шлюпке находились гвардии капитан П. П. Гусев, гвардии старший сержант М. А. Цветков (с перебитой ногой) и труп гвардии старшего лейтенанта В. Д . Мацко, который умер в шлюпке от холода. Температура воды была.-; 7° С. Гвардии старший сержант М. А. Цв ет ков был доставлен в госпиталь, где через несколько минут умер., Через два часа на полуостров Рыбачий был выброшен труп четвертого члена экипажа — гвардии старшего сержанта Б. П. Тараканова. (Дело 13167, л. 234; лело ШТ 3553, л. 65, 65 об.) В течение дня самолеты противника поодиночке и парами вели ра з ведку Мотовского залива и полуостровов Рыбачий и Средний. С 11ч. 46 м. до 16 ч. 48 м. два ФВ-190 и один ФВ-189 вели разведку переднего края нашей обороны и Мотовского залива, а с 16 ч. 13 м. до 16 ч. 22 м. один Ю-88 разведывал северное побережье полуострова Рыбачий и скрылся на восток. Восемь самолетов «Харрикейн» и четыре Як-1 вылетали на перехват самолета противника в район остров Кильдин — остров Малый Олений, но не встретили его. Части Северного оборонительного района занимали прежнее положение. Противник, предположительно, укреплял свои позиции и в течение дня произвел до 400 взрывов. Дв а МБР-2 с аэродрома Грязная производили поиск подводных л о док противника на подходах к Кольскому заливу; лодки не были обнару жены. (Дело ШТ 3519, л. 32, 34, 36; дело 13167, л. 232; дело ШТ 3553, л. 65, 87.) 4 -З а к . 16590 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz