Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.

кии сторожевого корабля № 16 («Ураган») и катера МО № 126 прибыл из Кольского залива в Иоканку. (Дело ШТ 3551, л. 10, 10 об., 11, 22.) В 14 ч. 55 м. в проливе Карские Ворота тральщик № 55 уничтожил плавающую антенную английскую мину. (Дело 6193, л. 33.) По сообщению начальника гарнизона становища Малые Кармакулы (Новая Земля), на подходах к становищу в 15 ч. 15 м. были обнаружены два неопознанных корабля, слышны были взрывы и пулеметная стрельба. По сведениям штаба Беломорской военной флотилии, в этом районе наших кораблей не было. В 16 ч. 25 м.. на разведку неопознан­ ных кораблей с аэродрома Белушья вылетели два МБР-2, но кораблей в указанном районе не обнаружили. (Дело ШТ 3551, л. 20.) В связи с появлением неопознанных кораблей у берегов Новой Земли командующий Северным флотом отдал следующее приказание. Командующему Воздушными силами Северного флота приготовить че­ тыре самолета «Бостон» и один ДБ -Зф для разведки и бомбометания; дивизиону эскадренных миноносцев быть в готовности к выходу: подъем паров произвести по особому приказанию; бригаде подводных лодок приготовить три лодки к выходу; Службе наблюдения и связи слушать рации Новой Земли. Командующий Беломорской военной флотилией был запрошен об о б с т ано в к е1. (Дело ШТ 3551, л. 20.) Тральщики-катера № 437 и 439 вышли из Архангельска для траления фарватера на подходах к Молотовску. Английский тральщик «Чилтерн» в 18 ч. 00 м. вышел из Архангельска в Кольский залив. (Дело 6193, л. 32 об., 33.) В 20 ч. 00 м. тральщик «Т-107» вышел из Кольского залива в Иоканку. (Дело 6193, л. 32.) 12 ИЮЛЯ. Действия на коммуникациях противника и против его баз. Нашей авиационной разведкой был обнаружен в районе Варде конвой противника в составе танкера, двух транспортов, пяти сторожевых к о ­ раблей и двух морских охотников, шедший курсом 180°. Д л я нанесения бо.мбоштурмового удара по этому конвою с аэродрома Ваенга вылетели пять Ил-2 (ведущий—старший лейтенант Д . В. Осыка) в сопровождении восьми самолетов «Аэрокобра» (рис. 2). В 2 ч. 09 м. в 5—6 милях южнее Варде самолеты атаковали конвой и потопили танкер в 10 000 т. .При отходе от цели наши самолеты были атакованы четырьмя Ме-109 и двумя ФВ-190. В воздушном бою противник потерял четырг Ме-109; каши потери — один Ил-2. В 2 ч. 57 м. два ИЛ-2 в сопровождении че­ тырех самолетов И-16 и четырех «Харрикейн» с аэродрома Пумманки произвели повторный вылет для нанесения бомбоштурмового у д ар а по конвою, но из-за плохих метеорологических условий в Варангерфьорде вернулись обратно. (Дело ШТ 3517, л. 13, 13 об., 25.) Десять самолетов Як-1 и четыре «Харрикейн» вылетали на прикрытие аэродрома Пѵмманки; встреч с противником в воздухе не было. (Дело 13167, л. 221, 221 об.) На перехват наших самолетов в районе Варде противник выслал 14 ФВ-190 и два Ме-109. (Дело ШТ 3517, л. 13.) С 16 ч. 50 м. до 19 ч. 55 м. самолет «Бостон» произвел разведку к ом ­ муникаций противника до Гамвика, откуда из-за плохих метеорологи­ ческих условий вернулся обратно. В 18 ч. 20 м. самолетом были обнару­ жены: в 'Конгсфьорде — транспорт и два сторожевых корабля без хода, а в 18 ч. 25 м. в Сюльтефьорде — два транспорта, два сторожевых ко­ 1 По уточненным данным, в районе Малые Кармакулы вместо двѵх неопознан­ ных кораблей был сторожевой катер № 505, который без оповещения уничтожил в этом районе плавающую мину. (Дело 6193, л. 42 об.) 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz