Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.

В 18 ч. 32 м. транспорт «Сура» в сопровождении сторожевого корабля № 16 («Ураган») и катера МО № 126 вышел из Кольского залива в Иоканку. Четыре самолета «Харрикейн» вылетали на прикрытие этого конвоя. (Дело 6193, л. 29.) В течение дня тральщики «Т-108», «Т-109», «Т-110», № 57 и 64 тра­ лили Молотовский и Архангельский рейды, но мин не обнаружили (Дело 6193, л. 29 об.) Транспорт «Громов» в охранении тральщика № 32 вышел из Индиги в Архангельск. (Дело ШТ 3551, л. 10 об.) На 10 июля по наблюдению постов на острове Новая Земля кромка льда находилась в 30—40 милях на восток от мыса Желания и Русской Гавани. В конце июля, в августе и сентябре ожидалась благоприятная ледовая обстановка для плавания судов в Карском море, а поэтому не исключена была возможность для кораблей противника проникнуть туда, обойдя мыс Желания. Исходя из этого, командующий Северным флотом утвердил следующий план мероприятий по обеспечению плавания ледоколов и транспортов в Карском море. I. Постоянно проводимые мероприятия 1. Разведка надводных кораблей противника самолетами с аэродро­ мов Главной базы Северного флота в фьордах и на выходе из них до Тромсе включительно; самолетами МБР-2 на полный их радиус дей ­ ствия — с аэродромов Диксон, Амдерма, Нарьян-Мар и Белушья; само­ летами ГСТ — с арктических аэродромов эпизодически. Наблюдение за подходами к проливам Югорский Шар, Карские Ворота и Маточкин Шар и у побережья Карского моря — одиночными кораблями, батареями, постами службы наблюдения и связи и Главного управления Северного морского пути. Оповещение судов об обнаружении противника для свое­ временного их укрытия в бухты под защиту береговых батарей. 2. Непосредственное эскортирование кораблями охранения на участке Югорский Шар — Диксон и патрулирование двумя кораблями (из со ­ става Северного отряда) на участке Диксон — пролив Вилькицкого. 3. Противолодочная оборона на подходах к Нозой Земле — кораблями дозора (сторожевыми кораблями, тральщиками и сторожевыми ка т е ­ рами), самолетами МБР-2 на полный их радиус действия с аэродромов Белушья, Нарьян-Мар, Амдерма, Диксон, постами службы наблюдения и связи и Главного управления Северного морского пути. 4. Прикрытие батареями мест стоянки кораблей в Югорском Шаре и на Диксоне, а после установки батарей — на полуострове Михайлова и на острове Нансена. 5. Выбор маршрутов перехода кораблей в непосредственной близости от берегов с целью своевременного прикрытия кораблей (при угрозе н а ­ падения) береговыми батареями. 6. Поддержание оперативного режима путем периодического трале­ ния маршрутов в Карском море, обеспечения наблюдением, связью и установления жесткого режима плавания судов на коммуникациях. II. Эпизодически проводимые мероприятия 1. Усиление воздушной разведки с аэродромов Главной базы Север­ ного флота в районах Порсангерфьорда, Альтенфьорда, Хаммерфеста и Тромсе лля получения данных о кораблях противника. 2. Развертывание своих подводных лодок по обстановке в районе мыса Желания и на север от него до кромки льда для наблюдения за 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz