Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 5. (С 1 июля по 31 декабря 1943 г.) / Министерство Вооруженных Сил Союза ССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Соколов Д. В., Муратханов К. М. ; под. ред. Круглова В. И., Чубрика К. Ф. – Москва : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1949. – 444 с. : карты.
В 15 ч. 02 м. наблюдатели береговых батарей на острове Новая Земля слышали в направлении между островом Подрезов и мысом Ша- дровский два взрыва большой силы; предполагалось, что взорвались магнитные мины противника на подходах к губе Белушья. (Дело 8146, л. 44.) 21 ДЕКАБРЯ Действия на коммуникациях противника и против его баз. С 10 ч. 05 м. до 14 ч. 41 м. два Пе-3, самолеты «Бостон» и один «Киттихаук» одиночными. полетами производили разведку моря вдоль побережья Норвегии, но противника не обнаружили. С 11 ч. 30 м. до 17 ч. 18 м. самолет «Бостон» с торпедой вылетел на «свободную охоту» в море, но неприятельских судов также не обнаружил. (Дело ШТ 6128, л. 18; дело 8164, л. 45.) На позициях в море находились подводные лодки: «Л-20» — в районе Нордкап — Нордкин, «С-55» — в районе Танафьорда и «М-105» — в районе Варде — Конгсфьорд. (Дело 9543, л. 23.) Радиоразведкой в течение суток были отмечены в плавании у берегов Норвегии на участке от Вестфьорда до Варде миноносец, пять стороже вых кораблей, два тральщика и три неопознанных судна противника; в 11 ч. 20 м. в районе Варде проходили два неприятельских транспорта; в 14 ч. 00 м., повидимому они же были отмечены в районе мыса Харба- кен, шедшими курсом вест; об этом в 14 ч. 45 м. были оповещены по радио наши подводные лодки, находившиеся на по зициях1. (Дело ШТ 6128, л. 9, 16.) Начальник штаба Северного оборонительного района поставил тор педным катерам № 12 и 13 задачу — высадить группу разведчиков на мыс Лангбунес (в Варангерфьорде), а затем одного человека на остров Лилле Эккерей и снять их в эту же ночь. В 17 ч. 30 м. торпедные катера: № 13 с пятнадцатью и № 12 с четырьмя разведчиками вышли в Пум манки для выполнения операции. В море был штиль, видимость 10-—18 каб. В 19 ч. 10 м. катера подошли к юго-восточной оконечности мыса Лангбунес и начали высадку. В 19 ч. 25 м. высадка была закон чена, и торпедные катера отошли от берега на 5—6 каб. и легли в дрейф, заглушив моторы. В 20 ч. 30 м. на шоссейной дороге вблизи места вы садки наши разведчики атаковали четыре автомашины противника, убили двух шоферов и взяли в плен двух немцев. В 21 ч. 30 м. по сигналу с берега катера подошли к пункту высадки и, приняв на борт 18 р а з в ед чиков и двух пленных немцев (оказавшихся ефрейторами с зенитной батареи аэродрома Свартнес), пошли малым ходом к острову Лилле Эк керей. В 23 ч. 00 м., подойдя к северной части этого острова на 20—25 м, они застопорили моторы и с торпедного катера № 13 один человек был отправлен на резиновой шлюпке на берег к семье маячника, взятого в плен нашими разведчиками 15 декабря 1943 г. В 23 ч. 25 м. высаженный на берег разведчик был принят обратно и сообщил, что семьи маячника на острове не оказалось. После этого торпедные катера № 12 и 13 ото шли от берега и легли на курс в Пумманки. (Дело 9351, л. 26, 26 об.; дело ШТ 6128, л. 25; дело ІІІТ 6179, л. 77.) Действия на внешних морских коммуникациях. Конвой .JW-55-B, вышедший накануне из Лох-Ю в порты СССР, находился на переходе в районе между Шотландией и Фарерскими островами. (Дело 10042. л. 6, 19, 20.) Мурманская группа конвоя JW-55-A в течение ночи втянулась в Кольский залив и заняла места по назначенной’ ей диспозиции. (Дело 8146, л. 44.) 1 Подводная лодка „Л-20“ получила радиограмму в 18 ч. 00 м.; другие лодки ее не получили. (Дело 9197, л. 8). 330
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz