Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.
отработки задач боевой подготовки в действующие дивизионы подвод ных лодок. (Дело № 10613, л. 62.) 11 декабря. Оборона главной базы Северного флота. В течение дня авиация противника одиночными самолетами производила разведку фронта и в Баренцовом море. В 12 ч. 16 м. сторожевой корабль № 31 и тральщик № 35, произво дившие поиск эскадренного миноносца «Сокрушительный», были ото званы в главную базу флота в связи с израсходованием ими топлива. В 17 ч. 15 м. радиоразведкой был обнаружен в ш = 74° 15', д = 30°05' вражеский тральщик, державший связь с Тромсе. Ввиду того, что противник мог производить поиски «Сокрушительного» над- зодными кораблями, командующий флотом дал указание ком андую щему Военно-воздушными силами Северного флота: в случае летной погоды, обследовать район, ограниченный меридианами 27°30/ и 31°00г и параллелями 72°30/ и 74°00/, с задачей поиска кораблей противника и установления их действий. (Дело ШТ № 1184, л. 22.) Беломорская военная флотилия. С 10 ч. 27 м. до 10 ч. 51 м. один ПЕ-3 Беломорской военной флотилии вылетал на прикрытие транспор тов в море, но из-за плохой погоды возвратился на аэродром. (Дело № 1942, л. 111 об.) 12 декабря. Обеспечение союзных конвоев. Переход транспортов из губы Белушья в Исландию являлся только частью выполнения плана увеличения тоннажа на Дальнем Востоке путем перевода туда судов из наших северных портов. Дальнейшее осуществление этого плана требовало отправки значительной группы судов из Архангельска и Мурманска. Имевшийся уже опыт перехода одиночных судов и у ст а новившиеся в декабре круглосуточные полярные ночи не вызывали больших сомнений в целесообразности отправки этих судов одиночным порядком. С другой стороны, возможности перехода наших судов в Англию в декабре и январе в системе союзных конвоев были крайне ограничены. Поэтому в Архангельске были подготовлены к одиночному пере ходу 1 1 транспортов, которые в течение декабря должны были выйти в Исландию. На каждый транспорт было установлено по одной 45-лш или 76-лш пушке и один-два пулемета и была придана команда воен ных моряков для обслуживания вооружения. Довооружить эти суда предполагалось в британских портах одновременно с производством там ремонта. Маршрут перехода был разработан с учетом выхода 15 декабря из Шотландии в Мурманск встречного союзного конвоя и располагался к северу от маршрута последнего. От Северо-Двинского буя транспорты должны были следовать через точки: « Д » — пеленг 234°, дистанция 60 каб. от маяка Керец; «Е» — пеленг 299°, дистан ция 56 каб. от маяка Зимнегорский; « В »— пеленг 300°, дистанция 60 каб. от маяка Инцы; «Б» — пеленг 129°, дистанция 75 каб. от Поноя; «А» — пеленг 64°, дистанция 50 каб. от мыса Б. Городецкий; «Q» — ш = 72°40; д = 4 Г 4 Г ; «М» — ш = 74°05Г д = 36°00,; «У» — ш = 74°05' д = 6°10' ост; «Z» —ш = 73°35' д = 3°15' ост; мыс Ланге- нес—ш = 66°25,' д = 14°25' вест; далее вдоль берега в Акурейри. Время выхода одиночных транспортов из Архангельска определя лось расчетом, чтобы ни один транспорт не выходил к весту от мери диана 15° ост после 20 декабря, во избежание появления транспортов на видимости встречного союзного конвоя, когда последний будет следовать в районе наиболее близкого расположения баз противника. Исходя из этой необходимости, предположено было сначала отправить с интервалом 1 2 часов поочередно шесть судов, а затем после некото 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz