Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.

23 ноября. Обеспечение союзных конвоев. К 2 ч. 00 м. ветер в районе перехода эскадренного миноносца «Громкий», следовавшего к месту аварии «Сокрушительного», усилился до 8 баллов {от норд- веста), и корабль уменьшил скорость до 6 узлов. В котельное и машин­ ное отделения начала попадать в значительном количестве вода, обна­ ружилась неисправность руля, и корабль в 2 ч. 25 м. повернул на обратный курс (180°), позволявший производить откачку воды. К 5 ч. 35 м. вода была откачана, и «Громкий» снова лег на курс 10° к месту нахождения «Сокрушительного». Однако к 6 ч. 00 м. ветер усилился до 9 баллов (от норда), корабль стал сильно зарываться в волну и принимать на себя большие массы воды. Отмечена была вибрация кормовой части корабля, могущая повлиять на целость кор­ пуса и водонепроницаемость переборок в кормовой части. В 14 ч. 35 м. было принято решение — опять ложиться, на обратный курс я просить разрешения у командующего флотом на возвращение в базу; разреше­ ние было получено. (Дело № 5930,. л. 59, 61.) Эскадренные миноносцы «Разумный», «Урицкий», выходившие на помощь «Сокрушительному», возвратились: первый — в 14 !ч. 35 м. в Кольский залив; второй — в 21 ч. 50 м. в Иоканку. «Разумный» имел незначительные повреждения форштевня и обло­ манную ледовую обшивку. Командующий флотом приказал ему гото­ виться к выходу в море снова на помощь «Сокрушительному», приняв все запасы и необходимые буксирные (пеньковые) тросы. Корабль был переведен на походную готовность № 1 и ожидал улучшения погоды. (Дело № 5930, л. 59, 61.) Беломорская военная флотилия. С 9 ч. 00 м. до 10 ч. 05 м. три ПЕ-3 Беломорской военной флотилии вылетали с аэродрома Поной д л я прикрытия конвоев в северной части Белого моря. В 22 ч. 00 м. подводные лодки «М-104» и «М-105» в сопровожде­ нии тральщика «Т-105» вышли из Молотовска в Кольский залив. В 8 ч. 00 м. ледоколы «Ленин» и «Микоян» начали движение из района острова Вайгач в Бугрино. В 19 ч. 30 м. английские тральщики «Harrier» и «Gleaner» вышли из Иоканки к острову Колгуев для встречи ледоколов, но вследствие шторма в 21 ч. 35 м. возвратились обратно. В 20 ч. 00 м. тральщики № 55, 62 и 64 были поставлены на места зимней дислокации ( 6 миль вверх по реке от Архангельска). (Дело № 1942, л. 62, 62 об.) 24 ноября. Обеспечение союзных конвоев. Эскадренный миноносец «Громкий» возвратился в 3 ч. 00 м. с моря в Кольский залив. Туда же возвратился в 9 ч. 25 м. эскадренный миноносец «Куйбышев». Из доставленного эскадренным миноносцем «Куйбышев» личного состава эскадренного миноносца «Сокрушительный» 175 человек были отправлены в госпиталь, а четыре человека умерли. Проверкой обратной прокладки эскадренного миноносца «Разум­ ный» место «Сокрушительного» на 15 ч. 30 м. 22 ноября было в точке ш = 75°00/, д = 39°32/. Проверкой обратной прокладки «Куйбышева» место «Сокрушительного» на 15 ч. 20 м. 22 ноября было в точке ш = 74°30і', д = 39°02/. Командующий флотом дал по радио указание командиру дивизиона тральщиков, ушедшему на поиск «Сокрушитель­ ного» с тральщиками № 36 и 39, начинать поиск с точки, указанной «Куйбышевым», потом следовать в точку, указанную «Разумным», учтя влияние ветра и течения. (Дело ШТ № 1182, л. 76; дело № 1942, л. 67.) 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz