Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.

79 человек, а «Урицкий» одновременно снял тем же способом с дру­ гого борта 1 1 человек. В связи с тем, что в 22 часа было получено от штаба флота опо­ вещение о нахождении в этом районе подводных лодок противника, «Разумный» во время спасения личного состава ходил вокруг осталь­ ных кораблей с задачей обеспечения их противолодочной обороны. (Дело № 5930, л. 56, 57, 58; дело № 1942, л. 58; дело ШТ № 1573, л. 8 .) Беломорская военная флотилия. В 12 ч. 45 м. в районе Лопшенги (Двинский залив) наблюдался один Ю - 8 8 курсом 90°, на высоте 70 м. Один ПЕ-3 вылетел в 10 ч. 04 м. с аэродрома Поной в район острова Колгуев на разведку и прикрытие конвоя. (Дело ШТ № 1573, л. 32.) Тральщик № 57, сторожевой корабль № 72 и транспорты «Красин», «Комилес», «Урицкий» и «Красное Знамя» • были затерты льдами в Карских Воротах. Ледоколам «Ленин» и «Микоян» было приказано вернуться к транспортам, а ледоколу «Красин» — следовать западным путем в Югорский Шар. (Дело № 1942, л. 59.) 22 ноября. Обеспечение союзных конвоев. Ввиду неблагоприятной погоды авиация Северного флота боевых вылетов не производила. (Дело № 1942, л. 60, 60 об.) В 11 ч. 30 м. лидер «Баку» возвратился с моря в Кольский залив. При возвращении с поиска эскадренного миноносца «Сокрушительный» лидер получил во время шторма значительные повреждения: имелись трещины на полубаке, были затоплены второе котельное отделение, рефрижераторное помещение и носовое провизионное, ряд пилерсов был погнут, в некоторых местах палуба сгофрировалась. Ударами волн с лидера сорвало- шесть глубинных бомб, которые взорвались за кормой. Требовался ремонт в течение 30 суток. Эскадренные миноносцы «Разумный», «Куйбышев» и «Урицкий» в 15 ч. 15 м. вследствие усиления ветра до 9 баллов прекратили снятие личного состава с «Сокрушительного». Волна начала перека­ тываться через корабли и для них создалась угроза потери своего личного состава. Съемка последних людей с «Сокрушительного» была связана с большими жертвами: восемь человек погибло от ударов о корпус и под винтами, десять человек были подняты на борт в бессознатель­ ном состоянии и спасти их жизнь не удалось. За все время было снято с «Сокрушительного» 185 человек, из них принято на «Куйбышев» здоровыми 166 человек, возвращенными к жизни — шесть, умершими впоследствии -— четыре, потонуло у борта при приемке — девять. Кроме того, на борт «Уріищкого» были приняты одиннадцать и на «Разумный» один человек. После этого на «Сокрушительном» остались еще 15 че­ ловек экипажа. Так ка к продолжать спасение личного состава при помощи концов и спасательных кругов из-за погоды было невозможно, а ожидать улучшения погоды не позволял запас топлива, то «Разумный» в 15 ч. 15 м., а «Куйбышев» и «Урицкий» в 15 ч. 30 м., считая себя в точке ш = 74°31", д = 38°35/, оторвались от «Сокрушительного» и ушли: «Куйбышев» и «Разумный» в Полярное, а «Урицкий» в Иоканку. Перед уходом на «Сокрушительный» был передан семафор, что оставшиеся там люди будут сняты подводной лодкой при улучшении погоды. В 17 ч. 00 м. на смену ушедшим от «Сокрушительного» кораблям был выслан из Кольского залива эскадренный миноносец «Громкий», который при выходе из Кольского залива в 18 ч. 10 м. лег на курс 60° и шел со скоростью 20 узлов. Ветдр был слабый, море — спокойное. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz