Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.

судно «Память Руслана» и буксирный пароход № 2 готовились к вы­ ходу из Кольского залива, а спасательное судно «Шквал» — из- Иоканки. Кораблям ставилась задача буксировать «Сокрушительный», а если это будет невозможно, то спасти его личный состав и уничто­ жить корабль. (Дело № 5930, л. 55, 56.) Оборона главной базы Северного флота. В 14 ч. 20 м. два Ме-109 сбросили две бомбы в бухту Цып-Наволок и обстреляли теплопелен- гаторную станцию; повреждений и жертв не было. В 11 ч .'25 м. артиллерийским огнем противника в бухте Озерко был подожжен наш лихтер № 19, груженный дровами и обмундированием; на буксирном пароходе № 14, стоявшем у борта лихтера, были ранены два человека. (Дело № 1942, л. 57.) Беломорская военная флотилия. В 11 ч. 04 м. шесть Ю - 8 8 и шесть Ме-109 были обнаружены в районе Ковды курсом 270°, на высоте 1500 м\ в 12 ч. 06 м. в районе Лоухи — четыре Ме-109 курсом 170°, на высоте 1500 м. В 9 ч. 50 м. транспорты «Диксон», «Спартак» и тральщик № 37, вышедшие из губы Белушья в Иоканку, были затерты льдом у мыса 1 Лилье. В 10 ч. 00 м. ледоколы «Микоян», «Красин», «Ленин», тральщики № 45 и 57, сторожевой корабль № '72 и семь транспортов находились в 6 милях к норду от мыса Болванский Нос (остров Вайгач) в моло­ дом льду. (Дело № 1942, л. 55 об.) 21 ноября. Действия на коммуникациях противника. Подводіная лодка «К-1», выполнив минную постановку в районе мыса Нордкап, в 6 час. возвратилась в базу. Один ПЕ-2 производил разведку погоды в районе Мурманского побережья и от полуострова Рыбачий вернулся на аэродром. (Дело № 1942, л. 58.) Обеспечение союзных конвоев. В 9 ч. 00 м. лидер «Баку», произ­ водивший поиск эскадренного миноносца «Сокрушительный», не найдя последнего и имея топливо только на обратный путь, прекратил поиск и ушел в главную базу. Эскадренные миноносцы «Разумный», «Куйбышев» и «Урицкий», воспользовавшись при поиске радиопеленгованием, нашли «Сокруши­ тельный» в точке ш = 75°0Г , д = 41°25' (в 420 милях к норду от Иоканки); «Разумный» обнаружил его в 13 ч. 55 м., а «Куйбышев» и «Уірицкий» — в 18 ч. 15 м. «Разумный» подошел к «Сокрушитель­ ному» и пытался взять его на буксир, но при заводке буксир два раза лопался. В связи с этим, а такж е вследствие ухудшения погоды, было принято решение снимать личный состав, а от буксировки корабля отказаться. Попытка «Куйбышева» подойти для этого бортом успеха не имела. Более удачным оказался прием спасения людей с «Сокру­ шительного» при помощи беседки. При этом с «Сокрушительного» для уменьшения волнения выпускался мазут. Стальные концы тотчас ж е оборвались, но спасение людей продолжалось, пока выдерживал пеньковый трос. Таким путем было снято 97 человек. Вскоре из>-за обрыва пенькового троса и ухудшения погоды спасение людей стало невозможным и этим способом. Тогда было принято (решение снимать личный состав при помощи спасательных кругов, ввязанных через к аждые два метра в пеньковый трос длиною 300 м. Один его конец был подан на «Сокрушительный», а второй на «Куйбышев». Буксируя эти круги от корабля к кораблю, сняли с «Сокрушительного» еще

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz