Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.
первая пара оставила конвой в ш = 70°50', д = 44°35'; вторая пара из-за плохой погоды конвоя не, нашла. Отставший от конвоя QP-15 один транспорт возвратился и стал на якорь на Северо-Двинском рейде. В 6 ч. 00 м. транспорт «Аркос» в сопровождении тральщика № 4 3 вышел из губы Белушья для присоединения к конвою QP-15, однако тральщик не мог пробиться во льду и «Аркос» пошел к конво'ю само стоятельно. Беломорская военная флотилия. В 16 ч. 00 м. ледоколы «Микоян», «Красин» и «Ленин», тральщики № 45 и 57, сторожевой корабль № 72 и семь транспортов находились в 10 милях к норду от мыса Гамса Сале (остров Вайгач) в молодом льду. Ледов ая обстановка: Югорский Шар — молодой лед 10 баллов, припай 4—5 км, толщиной в районе Хабарово 38—42 см; Каріские Ворота — енежура 3 балла; Маточкин Ш а р— молодой лед 10 баллов, температура — минус 17°; губа Белушья — сплошной лед, на подходах ледяные поля, температура — минус 18°; остров Колгуев — сало 1 баллов; остров М у д ью г— мелкобитый лед 3 балла; Архангельск — сплошной неподвижный лед; Молотовск — енежура и мелкобитый лед 8 баллов. (Дело № 1942, л. 52, 52 об., 53, 53 об., 54; дело ШТ № 1572, л. 159.) 2 0 ноября. Действия на коммуникациях противника. Один ПЕ-2 вылетал ніа разведку погоды в район Варде — Берлевог, но, дойдя до Варде, возвратился вследствие плохой погоды. В течение дня до десяти немецких самолетов производили ра з в едку наших баз и побережья Баренцева моря. Торпедный катер № 11, получивший при столкновении с катером «МО-115» пробоины в носовой части и в машинном отделении, зато нул в губе Цып-Наволок на глубине 2 м. (Дело № 1942, л. 55.) Обеспечение союзных конвоев. К 2 ч. 00 м. ветер в Баренцовом море, начавший усиливаться с утра, дошел до 9— 10 баллов. Лидер .«Баку» и эскадренный миноносец «Сокрушительный», которіые по плану должны были сопровождать конвой Q P - 15 до точки ш = 74°00', д = 43°15', в 10 ч. 10 м., несколько не дойдя д о этой точки, по вернули обратно, каждый самостоятельно, не видя друг друга (види мость была 2 —3 каб. и снежные заряды), с расчетом соединиться в дальнейшем на переходе. «Сокрушительный» шел курсом 210° и подвергался сильному дей ствию волны, бившей в левый борт. Командир корабля начал изменять курсы на ветер, ложась последовательно на 190, 180 я на 160°, и уменьшать ход, доведя его на последнем курсе до шести узлов. В 14 ч. 30 м. корцус «Сокрушительного» под ударами волн д а л ' трещину на верхней палубе в кормовой части и начал ломаться. Через три минуты кормовая часть корабля отломилась по 173-й шпангоут и через десять минут затонула вместе с оставшимися в ней шестью краснофлотцами, с последующим взрывом глубинных бомб, находив шихся на корме в стеллажах. Корабль в ш = 73°30/, д = 43°00/ , остался без хода и заполнился водой по кормовую переборку второго машинного отделения. После исправления радиопередатчика «Сокру шительный» в 14. ч. 40 м. дал радио по ТУ С об аварии с указанием своего места и с просьбой о помощи. Радиоцентром штаба Северного флота это донесение было принято в 16 ч. 1 2 м. На помощь «Сокрушительному» были посланы: в 18 ч. 30 м. лидер «Баку», находившийся в море, и в 18 ч. 40 м. эскадренные миноносцы -«Разумный», «Куйбышев» и «Уірицкий» из Иоканки. Спасательное 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz