Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.
готовиться к проводке в Молотовск пяти транспортов прибывающего союзного конвоя. Какие привлечь ледоколы,— решить в Архангельске е зависимости от ледовой обстановки. Окончательное решение принять после прихода конвоя в Мурманск, откуда и будут направлены эти транс порты в случае положительного решения. (Дело ШТ № 1529, л. 78.) 16 апреля. С 8 ч. 00 м. до 12 ч. 30 м. тральщики-катера № 401, 402, 404 и 409 произвели контрольное траление магнитными тралами на Мур манском рейде. С 16 ч. 00 м. до 20 ч. 00 м. там же производил траление тральщик «Т-102». Мин не обнаружили. В 16 ч. 30 м. эскадренные миноносцы , «Сокрушительный» и «Гремя щий» вышли в море для встречи конвоя PQ-14. (Дело ШТ № 1160, л. 113.) По данным английской миссии, английский транспорт «Эмпайр Хо вард» из состава союзного конвоя PQ-14 в 17 ч, 30 м. на пепеѵоде р районе 60 миль нл зюйд-ост ог острова Медеежчй (ш = 73°43'', д = 2 1 ° 5 0 / 1) был потоплен в результате попадания трех тсрпед подвод ной лодки противника; транспорт затонул в геч?ние двух минут. Погибли 25 человек, в том числе командир конвоя; был спасен 31 человек. (Дгло № 1938, л. 151, 154; дело ШТ № 1161, л. 47.) По данным оадиоразведки, в 13 ч. 28 м. из Тоонхейма в Тромсе и в базу подводных лодок в Киркенес поступи\о сообщение об английском конвое, направлявшемся р Мурманск. (Дело JVb 275. л. 111.) Подводная лодка «М-172» на позиции в районе Варде в 11 ч. 16 м. обнаружила на дистанции 40 каб. пароход водоизмещением около 300 т, шедший к мысу Кибергнес вблизи берега. Подводная лодка начала мане врировать для выхода в атаку, но пароход ушел за мыс, и атака не t сстоялась. В течение дня обнаруживались еще два вражеских мотобота и буксир ный п&роход, а также подводная лодка под перископом, прошедшие из Киркенеса на норд-ост. (Дело № 314. л 47.) Подводная лодка- «С-101» в 9 ч. 25 м. обнаружила самолет против ника и погрузилась на глубину 20 м. В 9 ч. 40 м. слева по корме слы шали два взрыва глубинных бомб. Во воемя чистки трюмов на глубине 20 м, В 15 ч. 2Q м. на подводной лодке услышали два взоыва глубинных бомб по правому борту, а вскоре шум винтов корабля и пеоиодичгские взрывы бомб, котзрые прекратились в 22 ч. 40 м. (Дело № 314. л. 64.) Командиры подводных лодок, находившихся на позициях, были опо вещены оперативным дежурным штаба Северного флота, что, по данным радиоразведки, корабли противника были обнаружены: в 4 ч. 44 м. в ш = 71°47', д = 25°20' — подводная лодка: в 4 ч. 40 м. в ш = 72°50', д = 24°20г— то же; в 5 ч. 30 м. в ш = 73°25', д = 20° 15' — то же; в 21 ч. 30 м. транспорты вышли из Киркенеса на вест. (Дело ШТ № 1160, Л. 102, 103, 104, 116.) Командующий Северным флотом в ответ на запрос Народного Комис сара Военно-Морского флота о возможности присылки транспортов оче редного союзного конвоя в Белое море доложил, что у входг( в Белое море в районе мыса Острые Лудки имеются мины, поставленные зимой, оче видно, миноносцами противника. При выводе транспортов в Февоале наши тральщики обнаруживали в этом районе мины. 23 февраля 1942 г. в том же районе взорвалась мина в Параване эскадренного миноносца «Куйбы шев». Траление этого района, в связи с появлением льда, полностью про ведено не было. Лед еще стоял; северные ветры задерживали очищение льда, а до ухода его протралить район было нельзя Это обстоятельство задерживало проводку транспортов в Белое море. Тральщики для трале ния были подготовлены и при ближайшей возможности фарватер должен быть очищен. Командующий Северным флотом просил, если лед задержит, при бла гоприятной обстановке в Мурманске транспорты разгрузить там. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz