Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.
Черный. Ветры оказывали сильное влияние ка состояние льда в Белом море так же, как и приливо-отливочные течения, разные по скорости и на правлению. Вследствие этого возможности плавания в сильной степени определялись направлением ветра и ледовой разведкой, обеспечивавшей знание состояния ледового покрова и дававшей ледоколу наиболее легкие направления движения. Всякое изменение ветра или плавание в подвет ренном ледовом районе было связано со сжатиями льда и возможностью повреждений корпусов судов. Помимо ледовой обстановки, затруднение в плавании ледоколов и транспортов в настоящее время вызывали обнаруженные мины против ника на параллели мыса Острые Лудки. Часть мин была вытралена, но не было никаких гарантий, что их не осталось. Требовалось протралить опасный квадрат или, как временная мера, проложить обходной фарватер вдоль берега. Траление было возможно в случае благоприятных запад ных ветров, которые отогнали бы основную массу льда к восточному бе регу, к Канинской земле. Острый недостаток угля корректировал все расчеты. Положение с углем делалось критическим; на подходе из Вологды было всего 17 раз розненных вагонов, что с имевшимся запасом угля не обеспечивало даже работы ледоколов во время лелоходои и передвижения переводимых ко раблей. (Дело № 6579, л. 54, 55.) 7 апреля. В 15 ч. 30 м. шесть катеров МС возвратились в базу после безрезультатного поиска подводных лодск противника на Кильдинском плесе. Три других катера МО вышли в тот же район с той же задачей и в 20 ч. 57 м. возвратились в базу, не обнаружив противника. В 18 ч. 30 м. в Кольский залив прибыли английские легкий крейсер «Ливерпѵль» и эскадренные миноносцы «Мари» и «Пенджаб». (Дело ШТ № 1159, л. 108, об, 122.) В 20 ч. 30 м. торпедные катера № 11 и 15 вышли из Кольского залива в Пумманки для действия на вражеских коммуникациях в Варан герфьорде. (Дело № 1938, л. 117.) С 14 ч. 45 м. до 18 ч. 05 м. в полетах над южным побережьем Мотов ского залива наблюдалось 10 Ме-109. (Дело № 274, л. 53.) С 17 ч. 54 м. до 18 ч. 00 м. в районе губа Вичаны — Ара губа про исходил безрезультатный в о з д у ш н ы й бой трех «Харрикейн» против че тырех Ме-109. (Дело ШТ № 1159, л. 108.) С 12 ч. 05 м. до 14 ч. 50 м. батарея № 140 вела огонь по тылам противника в районе губы Западная Лица, израсходовав 58 снарядов. В результате обстрела прямым попаданием было разрушено две землянки и одна зимняя палатка, взорван склад с боезапасом, рассеян и частично уничтожен обоз из 20 подвод; убито было 30 человек. (Дело № 7570, л. 15.) Подводная лодка «М-173», находясь в 22 каб. на ост от мыса Блод- скютудде, в 16 ч. 39 м. зафиксировала по пеленгу 265° шум винтов. При осмотре горизонта был обнаружен на дистанции порядка 20 каб. вра жеский транспорт водоизмещением 7000 т, следовавший в охранении тральщика и сторожевого катера, курсом 340°. Развернувшись на боевой курс 284° и сблизившись на дистанцию порядка 11 каб. с расчетом иметь угол встречи 120°, подводная лодка в 16 ч. 47 м. произвела двухторпед ный залп с интервалом 9 секунд. Через 1 минуту 40 секунд был слышен взрыв одной торпеды; спустя 13 минут подводная лодка, всплыв под перископ, из-за снежного заряда никого не обнаружила. Акустик после взрыва торпеды шума винтов транспорта не отмечал, шум же винтов тральщика был слышен в течение 50 минут. Предполагалось, что транс порт был потоплен. (Дело № 314, л. 40.) 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz