Змеева О. В. Игры и развлечения поморских детей в середине XX в. // Живая Старина. – 2013. – № 4 (80). – С. 21-25.
22 Фольклор и этнография в рукописных источниках которых трудно себе представить, что речь идет о второй по ловине XX в. и населенном пункте, имеющем формальный статус города: «В сильные морозы, когда была опасность обморозиться, дети оставались дома, помогали родителям и занимались своими делами. Собирались у кого-нибудь в избе на печи и начинались рассказы и страшные сказки. В нашей семье устраивались громкие чтения. Выбиралась книга кем-то из старших сестер (“Тарас Бульба”, “Граф Монте-Кристо” и др.). Младшие братья и сестры сади лись вокруг, больше всех любила чтение бабушка Жидких Александра Феофилактовна. Она садилась обязательно с каким-то делом: вязанием, картила шерсть (расчесывала 2-мя щетками-картами), шитьем...» Указаний на возрастные ограничения развлечений автор не приводит. Все описанные игры относятся к зимнему периоду. Каждая имеет свое название: катание на керёже (см. об этом ниже), лыжах, коньках, «Взятие сопки», «Баски», «Камушки». Сами игры различаются по типу, среди них — спортивные, игры или состязания с предметом [15. С. 27; 8]. Автор под робно излагает правила игры, ее ход. Одновременно текст включает собственно мемуарный компонент. В нем упоми наются конкретные жители села, локальные наименования (Зарека, Зелениха и др.), а также связанные с детскими играми происшествия. Самый яркий эпизод — трагическая история о мальчике, который катался с горы, не успел во время затормозить и был течением затянут под лед реки. Воссоздаются детали повседневной жизни села — обозна чения игровых действий сопровождаются пояснениями, в которых особое внимание уделено внешнему виду детей, одежде, используемым предметам. Описание досуговых занятий свидетельствует о формах взаимодействия детей между собой и с представителями других возрастных групп. Г.Ф. Белошицкая — по профессии педагог, поэтому есте ственно, что она почти в каждом случае заостряет внимание на воспитательных и развивающих функциях игр: «все игры были подвижные, вырабатывали ловкость, быстроту реакции, бег, смелость, метание в цель, взаимовыручку, дружбу». Условно разделим описанные игры на развлечения и собственно игры. К группе развлечений можно отнести «Катание на керёже», «Лыжи», «Коньки», к собственно играм — «Взятие сопки», «Баски», «Камушки». Все перечис ленные развлечения и игры подразумевают коллективные действия. Катания Игровые катания детей проводились как в будни, так и в праздники. Катания с гор — широко распространенное развлечение среди детей и взрослых. Считалось, что ката ние с гор — русское развлечение, а коньки и лыжи — и с ключительно «привилегия Севера» [12. С. 146]. Катальный инвентарь был довольно разнообразен, особенно в сель ской местности. Для катания с гор использовались любые подручные средства, которые могли катиться, — старые корыта, корзины, лукошки, шкуры животных, рогожи и т.д. Одни и те же или сходные предметы в разных местностях назывались по-разному. Так, М.И. Васильев отметил, что в Новгородской губернии самыми желанными санками для де тей были салазки. В северо-восточных уездах Новгородской губернии такие салазки назывались «лодками», «лотками», а в Череповецком уезде — «корежками», «корешками» [2. С. 159]. Путешествуя по Кольскому полуострову в конце XIX в., Б. Риппас также столкнулся с «кережками», которые, по его мнению, использовались не для развлечения детей, а для других целей — перевозки пассажиров. Кережками назывались сани, «имеющие вид лодки с острым носом и тупою кормой» [13. С. 10]. Именно керёжа широко использовалась в качестве катального средства для группового развлечения детьми в Кандалакше. Г.Ф. Белошицкая подробно описывает состав ные элементы керёжки и фактически показывает, как она конструировалась: «Керёжа — санки в виде лодки с одним широким полозом. Каркас керёжи был деревянным, на него натягивались шкуры, по днищу керёжи шел широкий металлический (из жести) полоз». Похожие на приведенное описание сани были широко распространены по всему се веру Европейской части страны. О катаниях на кережках на Кандалакшском и Терском берегу упоминает Т.А. Бернштам [1. С. 390, примеч. 506]. Катались так: «В керёжу умещалось 5—6 человек, а 7-й сзади толкал керёжу под горку и на ходу вскакивал на запятки, он же и выруливал путь скатывания». Горки поморского села обычно являлись естественными склонами и устраивались на берегу реки или залива, что позволяло достаточно разогнаться и продолжить движение по льду замерзшей реки: «Керёжа неслась с огромной ско ростью и или вылетала на лед залива (нашей ляги) или в огромный сугроб». Горки имели уровни сложности и свои названия. Самым серьезным препятствием у кандалакшан считался склон сопки, который назывался «Караул». На «Караул» ходили кататься самые смелые ребята. Склон был назван таким образом, видимо, не только из-за крутизны, но из-за опасности съехать по нему прямо в Кандалакшский залив. Еще одним средством катания, не самым популярным в поморском селе, Галина Федоровна называет «финские» сани4, которые «представляли из себя стул со спинкой на длинных полозьях. Один человек садился на стул, а другой стоял за спинкой на полозьях. Одной ногой он отталки вался и санки ехали по прямой дороге. Т.к. полозья были длинные и на конце свободные, незакрепленные, то двигая ими можно было поворачивать вправо или влево». Спрос на подобные сани был невысок по двум причинам. Во-первых, само количество таких саней было весьма ограничено, лишь в нескольких семьях были такие саночки, а во-вторых, самими участниками катаний они не воспринимались как катальные, а чаще рассматривались в качестве прогулочных. Катальный инвентарь в некоторых случаях придумывался и создавался самими детьми. В этой связи особый интерес вызывает предмет, который они назвали «трехконечником». Вот его описание: «...мальчишки делали трехконечник сами. Он состоял из 2х досок: одна широкая — основная, другая накладывалась поперек основной, но не в середине, а на конце. Получался такой 3-хконечный крест. На концах этого креста прикреплялись коньки, конек на основной доске был рулевым, к нему и приспосабливалась такая палочка, кото рая поворачивала конек в нужную сторону». Оригинальная конструкция, как показала практика, совершенно не решала проблему безопасности. С трехконечником связан несчаст ный случай, который наблюдали все участники катаний: «...3-хконечник с горки вылетел на лед реки. Тогда по берегу реки был лед, а по середине реки льда не было, там течение пробило огромную полынью, где вода шла с большой ско ростью. Вот в эту полынью и влетел 3-хконечник Конева В. Течение его подхватило и понесло к морю. Т.к. 3-хконечник был деревянный, он какое-то время держался на поверх ности, пока не намокла одежда. Мальчик кричал, его так и несло с криком вдоль села, пока течение не затянуло его под лед залива». Самодельные предметы для катания, видимо, не были редкостью в деревнях. Так, в Пудожском районе Карелии водлозерские дети сконструировали средство для катания с горы, похожее на кандалакшский трехконечник. Это устройство было предназначено для катания стоя, в от личие от кандалакшского, на котором в основном катались
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz