Змеева О. В. Из Харбина в Архангельск: транспортировка китайцев на Мурманстройку (1916 год) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. - 2024. - № 2 (18). - С. 30-43.
ставлен список китайцев, размещенных в одном вагоне. Группы, таким образом, формировались по заранее составленным спискам. С каждой партией, отправленной из Харбина в Архангельск, ехал один сопро вождающий (эти функции выполняли конторщики). Он отвечал в целом за транс портировку и, в частности, за доставку рабочих до конечного пункта, то есть до Ар хангельска. Сопровождающий был обязан телеграфировать начальству о движении партии из всех крупных станций. Кроме него, каждой группе рабочих полагался один китайский стражник, один доверенный подрядчика (он же русский десятник, стражник), один старший рабочий и один переводчик [18, л. 24; 17, с. 70]. Внутри партий из китайских граждан выделяли одного старшего рабочего и одного стражника. Стражнику полагалось иметь оружие, он был вооружен, как пра вило, шашкой. В функции китайского стражника входило соблюдение внутреннего порядка. Эта обязанность вменялась ему, прежде всего потому, что он знал китай ский язык. Китайский стражник подчинялся, с одной стороны руководству партии (т.е. сопровождающему), с другой стороны, русскому стражнику. Таким образом, из завербованных рабочих формировалась команда китайских стражников. От других рабочих внутри поезда ее отличала, прежде всего, униформа. Всем остальным в пар тии выдавалась однообразная одежда, которая обязательно имела штамп Мурман ской железной дороги. Обязанности стражника оплачивались сразу - ему назначали месячное жалованье в размере 25 руб., а также дополнительно суточные (1 руб.) [18, л. 21]. Однако по прибытии в район стройки стражник и старший рабочий не сохра няли свои «должности», часто их переизбирали начальники на местах. Помимо специальной маркированной одежды китайским рабочим полагались вещи, «купленные в Китае и привезенные на линию» (костюмы серые/белые, носки, кепки, пояса, полотенца, улы, туфли, костюмы ватные, шапки ватные, рукавицы ме ховые, носки ватные/меховые, одеяла ватные, циновки для постелей). Кроме того, они получали с собой кухонную утварь (сита, котлы чугунные, тазики, чашки камен ные, ложки большие/маленькие, вилки/палочки, чайники, ведра для супа), коро мысла, корзины. Вместе с рабочими в поездах перемещались и «продукты китайского питания из Китая» (масло бобовое, перец, чеснок, соя, горошек зеленый, фасоль, сода) [19, л. 41-51]. По пути от Харбина до Екатеринбурга рабочие обеспечивались продоволь ствием. Расчет сохранялся следующий: получать горячую пищу один раз в сутки. Провиант заготавливался «на переселенческих питательных пунктах» [17, с. 70-71]. Такая же схема была разработана и на участках пути от Екатеринбурга до Архангель ска. Для обеспечения горячим питанием рабочих в поездах, на крупных станциях (Екатеринбург, Вятка, Вологда) нанимались помощники. Руководство предполагало, что при транспортировке иностранных граждан по территории России возникнут этно-социальные противоречия, во-первых, между перевозимыми китайцами и российскими гражданами на остановках, во-вторых, связанные с внутренними разногласиями среди групп рабочих. Главными были языковые проблемы. Преодолевать их в пути следования из Китая в районы Архан гельской губернии должны были студенты. Первоначально планировалось сопро вождение поездов студентами, говорящими по-китайски. Требовалось 25 человек, по одному студенту на каждую партию рабочих. Этот план оказался нереализованным из-за отсутствия нужного числа сопровождающих. Предлагалось использовать труд отдельных «студентов-восточников», командированных на практику и размещенных на станциях Маньчжурия, Иркутск, Красноярск, Омск, Екатеринбург, Вятка, Волог да, Архангельск. На них возлагались обязанности заготовки продовольствия и обес печения рабочих пищей, а также вербальное взаимодействие с представителями ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ | HISTORICAL SCIENCES | 37 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz