Змеева О. В. Из Харбина в Архангельск: транспортировка китайцев на Мурманстройку (1916 год) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. - 2024. - № 2 (18). - С. 30-43.

Китайцев, как и других рабочих Мурманстройки, нанимали на шесть месяцев. Срок окончания работ был оговорен - 1 ноября 1916 г., но китайцам позволялось продлить договор до 1 января 1917 г. По истечении указанного срока Управление до­ рог, выполнявшее функции работодателя, имело обязательства перед Китайским государством вернуть иностранных граждан на родину (обеспечивая транспорт, пи­ тание и сопровождение). Вербовка рабочих организовывалась при дополнительно нанятых на китайской стороне агентах-подрядчиках - как русских, так и китайских. Обычно договор с ра­ бочими заключали на железнодорожных станциях в разных провинциях и областях. Китайцев нанимали большими партиями, ежедневно вербовалось до 1000 человек [см., напр., 4, л. 67]. К каждой группе прикреплялся сопровождающий. Он должен был направлять свою группу на первоначальный медицинский осмотр, который необходимо было производить на месте, то есть на той станции, где рабочий был за­ вербован. Для этих целей на ту или иную станцию специально приглашался врач. Однако прием иностранцев одновременно на нескольких станциях большими партиями приводил к серьезным проблемам. Заведующий наемкой китайский рабо­ чих, упомянутый выше М. Ф. Черниховский в одном из заявлений, в июне 1916 г., со­ общал: «На станции Куанчензцы будет скапливаться от 500 до 1000 рабочих еже­ дневно и это обстоятельство обязывает меня иметь там помещение для рабочих, каковые в короткий срок устроить не представляется возможным» [4, л. 67]. В результате для временного размещения рабочих на станциях начали исполь­ зовать чумные бараки, которые принадлежали Китайско-Восточной железной доро­ ге (далее - КВЖД). Эти помещения арендовались по договорённости Управлений КВЖД и Мурманской железной дороги. Временное пребывание китайцев на местах найма объяснялось необходимостью первоначального медицинского осмотра, по ре­ зультатам которого производился отбор готовых к дальнейшей отправке. Сформированные на станциях группы отправлялись в Харбин. Именно он яв­ лялся местом, откуда начинался запланированный беспересадочный путь китайцев из Маньчжурии в Архангельск. Там концентрировались все нанятые для нужд Мур- манстройки рабочие. В пунктах размещения на ст. Харбин, они вторично подверга­ лись медицинскому осмотру «причем китайцы мылись в бане, и получали новое платье, а старое дезинфицировалось или сжигалось» [20, л. 57 об.]. Процедуру дез­ инфекции проходили и все вещи, которые китайцы «желали взять с собой» [17, л. 70]. Для отправки рабочих по железной дороге в период с 1 по 25 июня 1916 г. еже­ дневно в Харбин направлялись десять вагонов. Количество отправленных рабочих зависело от типа поезда, к которому присоединяли вагоны [об изменении правил комплектования поездов для отправки рабочих см. напр.: 30, с. 19-20]. Их могли прицеплять к «товаро-пассажирским поездам» [18, л. 5-5 об]. В таком поезде китай­ цев размещали партиями по 300 - 400 человек. Другой способ - соединение выде­ ленных вагонов с маршрутными поездами. В этом случае количество рабочих в пар­ тии составляло до 600 человек [20, л. 56]. Таким образом, поезд смешанного типа под № 21 отправлялся из Харбина и следовал через станции Маньчжурия, Иркутск, Красноярск, Омск, Екатеринбург, Вятка, Вологда - в Архангельск. Из десяти выделенных вагонов девять были «при­ способлены под перевозку людей, и один крытый вагон для клади по расчету не бо­ лее двух пудов на человека» [18, л. 11, 88]. Посадка в вагоны производилась по медицинским документам, а также по накладным, которые составлялись на всю партию. Облегченные условия найма и особые законодательные льготы распространялись, как известно, на организован­ ные группы китайских рабочих [12, с. 467; 7, с. 243]. В одной накладной был пред­ | Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Выпуск 2 (18) | Tula Scientific Bulletin. History. Linguistics. 2024. Issue 2 (18) | 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz