Змеева О. В. Из Харбина в Архангельск: транспортировка китайцев на Мурманстройку (1916 год) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. - 2024. - № 2 (18). - С. 30-43.
Китайцев, как и других рабочих Мурманстройки, нанимали на шесть месяцев. Срок окончания работ был оговорен - 1 ноября 1916 г., но китайцам позволялось продлить договор до 1 января 1917 г. По истечении указанного срока Управление до рог, выполнявшее функции работодателя, имело обязательства перед Китайским государством вернуть иностранных граждан на родину (обеспечивая транспорт, пи тание и сопровождение). Вербовка рабочих организовывалась при дополнительно нанятых на китайской стороне агентах-подрядчиках - как русских, так и китайских. Обычно договор с ра бочими заключали на железнодорожных станциях в разных провинциях и областях. Китайцев нанимали большими партиями, ежедневно вербовалось до 1000 человек [см., напр., 4, л. 67]. К каждой группе прикреплялся сопровождающий. Он должен был направлять свою группу на первоначальный медицинский осмотр, который необходимо было производить на месте, то есть на той станции, где рабочий был за вербован. Для этих целей на ту или иную станцию специально приглашался врач. Однако прием иностранцев одновременно на нескольких станциях большими партиями приводил к серьезным проблемам. Заведующий наемкой китайский рабо чих, упомянутый выше М. Ф. Черниховский в одном из заявлений, в июне 1916 г., со общал: «На станции Куанчензцы будет скапливаться от 500 до 1000 рабочих еже дневно и это обстоятельство обязывает меня иметь там помещение для рабочих, каковые в короткий срок устроить не представляется возможным» [4, л. 67]. В результате для временного размещения рабочих на станциях начали исполь зовать чумные бараки, которые принадлежали Китайско-Восточной железной доро ге (далее - КВЖД). Эти помещения арендовались по договорённости Управлений КВЖД и Мурманской железной дороги. Временное пребывание китайцев на местах найма объяснялось необходимостью первоначального медицинского осмотра, по ре зультатам которого производился отбор готовых к дальнейшей отправке. Сформированные на станциях группы отправлялись в Харбин. Именно он яв лялся местом, откуда начинался запланированный беспересадочный путь китайцев из Маньчжурии в Архангельск. Там концентрировались все нанятые для нужд Мур- манстройки рабочие. В пунктах размещения на ст. Харбин, они вторично подверга лись медицинскому осмотру «причем китайцы мылись в бане, и получали новое платье, а старое дезинфицировалось или сжигалось» [20, л. 57 об.]. Процедуру дез инфекции проходили и все вещи, которые китайцы «желали взять с собой» [17, л. 70]. Для отправки рабочих по железной дороге в период с 1 по 25 июня 1916 г. еже дневно в Харбин направлялись десять вагонов. Количество отправленных рабочих зависело от типа поезда, к которому присоединяли вагоны [об изменении правил комплектования поездов для отправки рабочих см. напр.: 30, с. 19-20]. Их могли прицеплять к «товаро-пассажирским поездам» [18, л. 5-5 об]. В таком поезде китай цев размещали партиями по 300 - 400 человек. Другой способ - соединение выде ленных вагонов с маршрутными поездами. В этом случае количество рабочих в пар тии составляло до 600 человек [20, л. 56]. Таким образом, поезд смешанного типа под № 21 отправлялся из Харбина и следовал через станции Маньчжурия, Иркутск, Красноярск, Омск, Екатеринбург, Вятка, Вологда - в Архангельск. Из десяти выделенных вагонов девять были «при способлены под перевозку людей, и один крытый вагон для клади по расчету не бо лее двух пудов на человека» [18, л. 11, 88]. Посадка в вагоны производилась по медицинским документам, а также по накладным, которые составлялись на всю партию. Облегченные условия найма и особые законодательные льготы распространялись, как известно, на организован ные группы китайских рабочих [12, с. 467; 7, с. 243]. В одной накладной был пред | Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Выпуск 2 (18) | Tula Scientific Bulletin. History. Linguistics. 2024. Issue 2 (18) | 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz