Змеева О. В. Из Харбина в Архангельск: транспортировка китайцев на Мурманстройку (1916 год) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. - 2024. - № 2 (18). - С. 30-43.
странных рабочих, в том числе из Китая. В период Первой мировой войны измени лись представления об отдельных азиатских народах. Ключевыми факторами стали военные обстоятельства, мобилизация российских граждан, рост спроса на рабочую силу, приспособление законодательства под экономические потребности государ ства. Материалы и методы Цель работы - показать, каким образом в условиях Первой мировой войны, со провождаемых стереотипным восприятием «желтых» и оценкой их труда, осуществ лялась организация найма и транспортировка «экзотических» рабочих из Китая на территорию Европейского Севера России для участия в строительстве важного стра тегического объекта. Документальную основу статьи составили материалы Национального архива Республики Карелия (далее - НА РК). В фондах архива сохранились документы, со держащие сведения о найме и транспортировке граждан Китая на строительство Мурманской железной дороги в 1916 г.2. Несмотря на то, что исследователи, зани мавшиеся историей Европейского Севера России, обращали внимание на использо вание труда китайцев на железнодорожных работах во время Первой мировой вой ны [см., напр.: 3; 8; 29], изучение отдельных вопросов найма и транспортировки трудовых мигрантов в рамках исторической антропологии не проводилось. Результаты Одним из крупнейших нанимателей китайских граждан в период Первой ми ровой войны было Управление работ по постройке Петрозаводск-Сорокской и Мур манской железных дорог (далее - Управление). Подготовка к летнему строительно му сезону 1916 г. сопровождалась острой нехваткой рабочих. В отчете о строительстве Мурманской железной дороги сообщалось, что поиск рабочей силы оказался весьма затруднительным, так как «ближайшие ее источники и рынки были использованы» [17, с. 70]. Невозможность нанять русских рабочих3 сопровождалась распространением информации о положительном опыте использования китайцев в железнодорожном строительстве на Дальнем Востоке, об их профессиональном ста тусе в этой сфере. Упоминалось о «выдающихся качествах китайцев» в выполнении земляных работ [17, с. 70]. Стереотип эффективного китайца-земплекопа4 в кругу железнодорожного руководства сформировался в процессе создания Китайско- Восточной и Амурской железных дорог (соответственно, 1897 - 1903 гг. и 1907 - 1915 гг. постройки). Поэтому и интерес к квалификационному уровню потенциаль ного рабочего, сфере его деятельности агенты по найму не проявляли. Для них все нанятые китайцы - это «гарантированные землекопы» [18, л. 38]5. В апреле-мае 1916 г. Управлением постройки принято решение о найме десяти тысяч китайских рабочих. Окончательная цифра обусловлена предварительными расчетами с опорой на возможности железной дороги обеспечить беспересадочную транспортировку указанного количества рабочих из китайского Харбина до россий ского Архангельска в ограниченный промежуток времени [11]. 7 мая 1916 г. в Китай был командирован агент М. Ф. Черниховский «для организации найма и отправки из Харбина до Архангельска китайских рабочих...» [18, л. 2]. В середине мая на Дальний Восток были отправлены и другие агенты Управления. Они занимались приобретением этнографических предметов, повседневно используемых китайцами и необходимых им, по мнению руководства, для жизни по прибытии на место ра- бот6. Вещи, удовлетворявшие социально-бытовые потребности, должны были напо минать рабочим «привычную обстановку». Китайцев обеспечивали «особыми реше тами для изготовления хлеба по китайскому способу, чашками и палочками для еды, особой обувью (кожаные башмаки и суконные туфли), теплой одеждой и проч.» [17, с. 70]. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ | HISTORICAL SCIENCES | 35 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz