Змеева О. В. Из Харбина в Архангельск: транспортировка китайцев на Мурманстройку (1916 год) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. - 2024. - № 2 (18). - С. 30-43.

странных рабочих, в том числе из Китая. В период Первой мировой войны измени­ лись представления об отдельных азиатских народах. Ключевыми факторами стали военные обстоятельства, мобилизация российских граждан, рост спроса на рабочую силу, приспособление законодательства под экономические потребности государ­ ства. Материалы и методы Цель работы - показать, каким образом в условиях Первой мировой войны, со­ провождаемых стереотипным восприятием «желтых» и оценкой их труда, осуществ­ лялась организация найма и транспортировка «экзотических» рабочих из Китая на территорию Европейского Севера России для участия в строительстве важного стра­ тегического объекта. Документальную основу статьи составили материалы Национального архива Республики Карелия (далее - НА РК). В фондах архива сохранились документы, со­ держащие сведения о найме и транспортировке граждан Китая на строительство Мурманской железной дороги в 1916 г.2. Несмотря на то, что исследователи, зани­ мавшиеся историей Европейского Севера России, обращали внимание на использо­ вание труда китайцев на железнодорожных работах во время Первой мировой вой­ ны [см., напр.: 3; 8; 29], изучение отдельных вопросов найма и транспортировки трудовых мигрантов в рамках исторической антропологии не проводилось. Результаты Одним из крупнейших нанимателей китайских граждан в период Первой ми­ ровой войны было Управление работ по постройке Петрозаводск-Сорокской и Мур­ манской железных дорог (далее - Управление). Подготовка к летнему строительно­ му сезону 1916 г. сопровождалась острой нехваткой рабочих. В отчете о строительстве Мурманской железной дороги сообщалось, что поиск рабочей силы оказался весьма затруднительным, так как «ближайшие ее источники и рынки были использованы» [17, с. 70]. Невозможность нанять русских рабочих3 сопровождалась распространением информации о положительном опыте использования китайцев в железнодорожном строительстве на Дальнем Востоке, об их профессиональном ста­ тусе в этой сфере. Упоминалось о «выдающихся качествах китайцев» в выполнении земляных работ [17, с. 70]. Стереотип эффективного китайца-земплекопа4 в кругу железнодорожного руководства сформировался в процессе создания Китайско- Восточной и Амурской железных дорог (соответственно, 1897 - 1903 гг. и 1907 - 1915 гг. постройки). Поэтому и интерес к квалификационному уровню потенциаль­ ного рабочего, сфере его деятельности агенты по найму не проявляли. Для них все нанятые китайцы - это «гарантированные землекопы» [18, л. 38]5. В апреле-мае 1916 г. Управлением постройки принято решение о найме десяти тысяч китайских рабочих. Окончательная цифра обусловлена предварительными расчетами с опорой на возможности железной дороги обеспечить беспересадочную транспортировку указанного количества рабочих из китайского Харбина до россий­ ского Архангельска в ограниченный промежуток времени [11]. 7 мая 1916 г. в Китай был командирован агент М. Ф. Черниховский «для организации найма и отправки из Харбина до Архангельска китайских рабочих...» [18, л. 2]. В середине мая на Дальний Восток были отправлены и другие агенты Управления. Они занимались приобретением этнографических предметов, повседневно используемых китайцами и необходимых им, по мнению руководства, для жизни по прибытии на место ра- бот6. Вещи, удовлетворявшие социально-бытовые потребности, должны были напо­ минать рабочим «привычную обстановку». Китайцев обеспечивали «особыми реше­ тами для изготовления хлеба по китайскому способу, чашками и палочками для еды, особой обувью (кожаные башмаки и суконные туфли), теплой одеждой и проч.» [17, с. 70]. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ | HISTORICAL SCIENCES | 35 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz