Змеева О. В. Из Харбина в Архангельск: транспортировка китайцев на Мурманстройку (1916 год) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. - 2024. - № 2 (18). - С. 30-43.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ | HISTORICAL SCIENCES | чих-китайцев, способствовали своеобразной дифференциации мигрантов. В самом примитивном виде разграничивались мигранты, полезные для государства, и те, ко торые наносили вред стране. К первым относились трудовые мигранты. Во вторую категорию объединялись бандиты, шпионы, нелегальные мигранты, приграничные торговцы (распространители опасных товаров). Война, нужда в рабочей силе, сжатые сроки строительства дороги, законода тельные возможности создания управляемой миграции, - под влиянием всех этих факторов трансформировались образы «врага» и «желтой опасности», что позволи ло организовать легальные массовые перемещения китайских граждан в Россию. Примечания 1 . Мы принимаем во внимание изменения российского законодательства в области регулирования миграции в регионах, граничащих с Китаем. Тем не менее, полагаем, что данное обстоятельство если и сказывалось, то незначительно на устойчивых представлениях о мигрантах принимающего населе ния и представителей власти. 2 . Строительство Мурманской железной дороги (сокращенное название - Мурманстройка) осуществ лялось одновременно на трех участках: Петрозаводск - Сорока (март - декабрь 1915 года); Сорока - Кандалакша (сентябрь 1915 - ноябрь 1916 года); Кандалакша - Мурман (июнь 1915 - апрель 1916 го да). Построенные в 1913 - 1917 годах железнодорожные линии Званка - Петрозаводск, Петрозаводск - Мурманск позволили соединить Кольский полуостров (Александровский уезд Архангельской гу бернии) с Олонецкой и Санкт-Петербургской (Петроградской) губерниями. По завершении строи тельства эти линии были объединены с Петроградским железнодорожным узлом и составили единую магистраль, получившую уже известное ранее наименование - Мурманская железная дорога. 3 . Определитель «русские» здесь и далее не указывает на принадлежность граждан к определенной этнической группе. Называя рабочих русскими, мы соглашаемся с предложением рассматривать эту группу рабочих в качестве обладателей общеимперского русского подданства. Уточнение приведено в одном из примечаний «Краткого очерка постройки железной дороги на Мурманск.» (1916 г.) При этом «в этническом отношении вольнонаемные рабочие принадлежали к различным группам» [ 17 , с. 71 (примечание *)]. 4 . В «Кратком очерке постройки.» упоминается о найме маньчжурских рабочих-землекопах. Авторы упоминают о двух группах: китайцах и маньчжурах. Однако затем всех рабочих объединяют в одну группу, называя их китайцами. Никаких указаний, распределяющих «китайцев» на этнические или локальные группы, в документах нам пока не встречалось. По всей видимости, их объединяли в одну категорию «китайцы» по аналогии с русскими рабочими. Таким образом, осуществлялось разделение групп: на рабочих - российских подданных, и рабочих - граждан других государств. Таким образом, «китайцы» - это подданные Китайского государства. Квазиэтноним «китайцы» в архивных материа лах употреблялся повсеместно. Если же в документах приводились упоминания о других группах (например, корейцах), использовались обобщенные определители «желтые», «желтолицые», вероят но, как своего рода локальный маркер метаэтнической (азиатской) общности. 5 . В указ. статье М. В. Ходякова и Ч. Чжао приводятся сведения о снабжении китайцев в Харбине не обходимыми вещами. Среди одежды и посуды авторы отмечают самый «главный инструмент», кото рым обеспечивали китайцев, - лопаты [ 3 0 , с. 21 ]. 6 . Прибывшие в Архангельск из Харбина китайцы далее были распределены по строительным участ кам Архангельской губернии: часть рабочих отправлена на строительство линии от Кандалакши до Колы (3 5 0 0 человек), часть - на возведение железнодорожного пути от Сороки до Кандалакши (5 1 0 0 человек) [ 2 0 , л. 5 6 ]. Учитывая географические условия (Север и Крайний Север), социальное окруже ние (базовое отсутствие других, принимающих китайцев, в районе строительства), бытовую необеспе ченность (проживание во временно-устроенных бараках), заботой руководства о потребностях этни ческих групп было сгладить социальную напряженность в обстоятельствах географически, социально и этнически далеких для китайцев условий пребывания. Список источников и литературы 1. Абашин С. Н. Среднеазиатская миграция: практики, локальные сообщества, трансна ционализм // Этнографическое обозрение. 2012. № 4. С. 3-13. 39 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz