Змеева О. В. Из Харбина в Архангельск: транспортировка китайцев на Мурманстройку (1916 год) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. - 2024. - № 2 (18). - С. 30-43.
История повседневности Научная статья УДК 930.253(98) https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-2-30-43 ИЗ ХАРБИНА В АРХАНГЕЛЬСК: ТРАНСПОРТИРОВКА КИТАЙЦЕВ НА МУРМАНСТРОЙКУ (1916 ГОД) Кольский научный центр Российской академии наук Апатиты, Россия, zmeyeva@rambler.ru https://orcid.org/0000-0002-3909-1582 Аннотация. Цель исследования - показать возможности одной железнодорожной управленче ской структуры в организации беспересадочной перевозки значительных партий китайских рабо чих из Маньчжурии в Архангельскую губернию Российской империи в обстоятельствах военного времени. Рост числа трудовых мигрантов на территориях российско-китайского пограничья в начале ХХ в. происходил в ситуации господства этнических стереотипов, распространенных среди российского населения и властей дальневосточного фронтира. Образ китайского гражданина как «чужого» препятствовал расширению межэтнических взаимодействий. Неустойчивость российской миграционной политики на Дальнем Востоке и в Сибири, негативное отношение населения к при влечению дешевого труда мигрантов из Китая, стремительное изменение этнической и социально демографической ситуаций в стране с началом Первой мировой войны явились ключевыми факто рами трансформации системы представлений о мигрантах-китайцах. Статья опирается на документальные источники, сохранившиеся в Национальном архиве Рес публики Карелия, в которых представлены сведения о найме и организации перевозки граждан Китая на Север Европейской территории России весной-летом 1916 г. Анализ документов, выпол ненный в рамках исторической антропологии, показал, что процесс вербовки, комплектования, пе ревозки и доставки крупных партий мигрантов на места работ был строго запланирован и органи зован. Впервые показано, какие способы использовала железнодорожная администрация для организации групп рабочих, для обеспечения взаимодействия китайских граждан с сопровождав шими их лицами, для решения проблем длительной транспортировки крупных партий трудовых мигрантов. Выявлены практики установления языкового контакта с китайскими рабочими. Госу дарственные структуры были нацелены на решение бытовых проблем этнической группы. Показа но, что сформированная система управляемой трудовой миграции оказала влияние на неформаль ную дифференциацию мигрантов-китайцев. Разграничивались мигранты, полезные для государства, и те, которые наносили вред стране. Организованные группы трудовых мигрантов, участвовавшие в промышленных, строительных и других масштабных работах, воспринимались в качестве полезных этнических сообществ. Ключевые слова: китаец, трудовой мигрант, Мурманская железная дорога, 1916 год, этническая стереотипия, взаимодействие, организация найма, перевозка рабочих. Благодарности: статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государ ственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Рос сийской академии наук № FMEZ-2024-0002 Для цитирования: Змеева О. В. Из Харбина в Архангельск: транспортировка китайцев на Мур- манстройку (1916 год) / / Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 2 (18). С. 30-43. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-2-30-43 Сведения об авторе: О. В. Змеева - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Цен тра гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», 184209, Россия, Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, д. 40А. © Змеева О. В., 2024 | 30 Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 2 (18). С. 30-43. Tula Scientific Bulletin. History. Linguistics. 2024. Issue 2 (18). P. 30-43. Ольга Васильевна Змеева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz