Змеева О. В. К антропологии религиозной жизни в период Первой мировой войны: вагон-церковь на Мурманской железной дороге (1916-1918 гг.) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. – 2024. - Т. 3, № 4. - С. 14-26 : ил.

Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 14–26. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 14–26. © Змеева О. В., 2024 21 Вагон-церковь во имя Святителя Николая Мурманской железной дороги В начале 1917 года газеты сообщали, что 2 декабря 1916 года определением Святейшего Синода «при походной церкви-вагоне во имя святителя и угодника Божия Николая, по линии Мурманской ж. д. открыт штат причта в составе священника и псаломщика, с отнесением содержания на средства Управления железной дороги и с подчинением причта Петроградскому епархиальному начальству» 33 . Одновременно Известия по Петроградской епархии публиковали информацию о вакансиях при церквях, в том числе о свободных должностях священника и псаломщика при вагоне-церкви во имя Святителя Николая по Мурманской железной дороге 34 . Освящение вагона, устроенного на средства Управления дороги, состоялось 16 февраля 1917 года в Петрограде 35 . В последнем номере Известий по Петроградской епархии за февраль 1917 года указано, что «Духовник военно-санитарной организации Великой Княгини Марии Павловны, священник Николай Благовещенский 10 февраля определен на место настоятеля вагона-церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая на линии Мурманской железной дороги» 36 . Псаломщиком передвижной церкви стал церковнослужитель Кретинской Пограничной церкви Литовской епархии Феодор Келлер, который был назначен 23 февраля 1917 года 37 . В приемных листах Н. С. Благовещенского и Ф. А. Келлера временем определения на службу указано 1 декабря 1916 г.; жалованье священника –– 5000 рублей в год, а псаломщика –– 1800 рублей в год 38 . Несовпадение дат, приведенных в газетных публикациях и в архивных документах, свидетельствует не только оформальностях, требовавших последовательности размещения информации по епархии, но, очевидно, и о предварительном получении согласия на работу в передвижной церкви. Кроме священника и псаломщика, при вагоне-церкви были назначены помощники: церковник –– Анатолий Игнатович, вагоновожатый –– Калинник Зимин 39 . Сам вагон перемещался между станциями Званка — Мурманск. Назначенные лица передвигались вместе с вагоном-церковью. Но сам вагон –– это место работы причта, он использовался только в качестве служебного пространства. Во время движения, длительных остановок, сотрудники вагона-церкви не находились внутри одного вагона, для них был организован специальный спальный вагон 2 класса. По заявлению причта вагон-церковь и жилой вагон отцеплялись от поезда на указанных пунктах. Предполагалось, что прихожанами будут только рабочие и служащие Мурманской железной дороги, то есть ведомственные работники, но приходили и другие люди, церковь принимала всех желающих, кто мог участвовать в службе или проповеди. Вагон-церковь для Мурманской железной дороги был оборудован под присмотром конкретного приглашенного священника (в данном случае –– Н. С. Благовещенского), который и составлял прошение об ее оснащении соответствующим инвентарем. В деле священника Н. С. Благовещенского сохранились акты передачи агентом Хозяйственного отдела Ф. М. Ватуловым (в присутствии священника Н. С. Благовещенского) вагона-церкви Управлению Эксплоатации Мурманской железной дороги 40 . Процедура передачи вагона-церкви состоялась 5–7 сентября 1918 года на станции Петрозаводск. Однако передача церкви по духовному ведомству в Петрограде потребовала еще времени, и священник Н. С. Благовещенский числился в штате причта вагона-церкви до 15 декабря 1918 года 41 . Таким образом, работу вагона-церкви имени святителя Николая с назначенным причтом Н. С. Благовещенским и Ф. Келлером можно отнести к периоду с 16 февраля 1917 года (даты освящения вагона) по 7 сентября 1918 года (даты оставления вагона священником в Петрозаводске). Пространственно деятельность Свято-Николаевской вагона-церкви ограничивалась местами остановок на станциях и разъездах Мурманской железной дороги. Хронологию перемещения причта передвижной церкви отследить практически невозможно. Тем не менее с помощью архивных документов можно определить путь перемещения причта и отразить его деятельность. Таким ретроспективным свидетельством мобильности вагона-церкви Мурманской железной дороги является «Метрическая книга, данная из Петроградской Духовной Консистории причту вновь освященной Св. Николаевской церкви-вагона Мурманской ж. д. для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1917 год», сохранившаяся в Центральном государственном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz