Змеева О. В. К антропологии религиозной жизни в период Первой мировой войны: вагон-церковь на Мурманской железной дороге (1916-1918 гг.) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. – 2024. - Т. 3, № 4. - С. 14-26 : ил.
Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 14–26. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 14–26. © Змеева О. В., 2024 17 утешьте, приласкайте на чужбине, в одиночестве; исполните церковную требу душевно, отслужите церковную службу –– молебен, вечерню, бдение, в больнице, в бараке, на воле…» 5 . Министерство путей сообщения оказывало финансовую, имущественную и физическую помощь. Обстоятельства военного времени и динамика дорожного строительства в северных малозаселенных районах страны стимулировали управленческие структуры интегрировать накопленный опыт в деле оказания духовной помощи верующим. Прежде всего использовались различные способы увеличить мобильность приходских священников, расширить географию их передвижения. Священнослужители участвовали во временных выездах в пределах своего или соседствующих районов. На территории выезда священник работал как во вновь созданных станционных поселениях, так и на временных стоянках, то есть в местах проведения строительных работ. Служитель церкви, таким образом, выполнял функции военно-полевого или полкового священника, который передвигался вслед за армией, часто находясь «на передовой вместе со своими частями» [8: 23]. Способ передвижения зависел от наличия транспортных путей и возможностей использования вида транспорта (гужевого, морского, железнодорожного). Несение такого типа службы описано в «Покорнейшем прошении» одного из служителей Олонецкой епархии, адресованном Начальнику работ по постройке Мурманской железной дороги 6 . Будучи священником Масельгско-Паданского прихода Повенецкого уезда, Владимир Ефимович Кудрявцев перемещался в пределах своего прихода для совершения богослужений и выполнения религиозных обрядов в отношении рабочих и служащих железной дороги. Судя по документу, это происходило в пределах «1 и 2 дистанций III участка железнодорожной линии Петрозаводск- Сороцкая бухта» 7 . В. Е. Кудрявцев отмечает, что обслуживание вверенной ему территории оказалось возможным благодаря использованию своеобразной походной церкви –– «передвижной Военной Савватиевской церкви» 8 . По всей видимости, походная церковь В. Е. Кудрявцева, даже если она передвигалась по железной дороге, не являлась оборудованным техническим устройством, а была организована по типу укомплектованного походного ящика. Есть, например, оставленное А. Надежиным описание церкви-сундука, использовавшегося в Повенецком уезде, начиная с 1899 года. Такая церковь, размещенная для удобства в специальной емкости, состояла из: «а) иконостаса в один ярус с иконами на холсте довольно изящной живописи; б) престола и жертвенника складных, удобно разбираемых и укладывающихся в храмовом сундук; в) двух плащаниц весьма хорошего письма; г) металлической вызолоченной дарохранительницы и дароносицы; д) шелковой занавесы для царских врать и е) мирохранительницы» 9 . Содержание прошения В. Е. Кудрявцева, составленного 27 января 1916 года, свидетельствует об уже известных церковнослужителям железнодорожных фактах: о завершении 1) укладки железнодорожной линии Петрозаводск – Сорокская бухта, 2) постройки железнодорожного вагона- церкви. Священник делится собственными соображениями о том, что вагон-церковь «в непродолжительном времени» будет курсировать по построенной линии. А сама железная дорога от Петрозаводска до Сорокской бухты, в его представлении, «будет разделена на железнодорожные приходы с назначением в оные приходы особых железнодорожных священников» 10 . В. Е. Кудрявцев не имел стремления продолжать деятельность походного священника. Его прошение не связано с потребностью быть священником передвижной церкви нового типа, расширив тем самым границы собственного перемещения и увеличив число прихожан. Он обнаруживает осведомленность о работе управлений железной дороги и церкви, в частности, о выделении новых церковных подразделений –– железнодорожных приходов, деятельность которых обеспечивалась назначением в них «особых железнодорожных священников» 11 . Священник аргументирует просьбу нежеланием «расставаться со своей железнодорожной паствой» и высказывает собственные пожелания, смысл которых заключается в возможности будущего перемещения его из приходских в железнодорожные священники (с оставлением в районе действия передвижной военной церкви, то есть на III участке указанной линии) 12 . Просьба учесть его кандидатуру при распределении участков дороги на приходы имеет значение с точки зрения потребности священника повысить профессиональный статус, а значит, и содержание, которое бы обеспечивалось не церковным, а железнодорожным ведомством 13 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz