Змеева, О. В. «Отцы и дети»: проблема сохранения этничности и возможности адаптации «кавказцев» на Кольском Севере // Региональное сообщество в период социальных трансформаций: Кольский Север, начало XXI века / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2007. – С. 116-121.

Баньковская С. Чужаки и границы: к понятию социальной маргинальное™ / С. Баньковская // Отечественные записки. - 2002. - № 6. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=7&article-327 Zimmel G. The Stranger // The Sociology. - New York: Free Press, 1950. - P. 402- 408. Режим доступа: http://www2.pfeiffer.edu/~lridener/DSS/Simmel/STRANGER.html О.В.Змеева "ОТЦЫ И ДЕТИ": ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ "КАВКАЗЦЕВ" НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ Чтобы быть признанным в определенном сообществе, человек должен прежде всего соотнести себя с ним. Идентификация с этнической группой формируется в виде стереотипов и складывающейся на их основе системы представлений об этнической группе. На этничность человека влияют как объективные, так и субъективные факторы. Их совокупность позволяет человеку выработать некие представления об этнической группе, в которой он проживает, принять или отвергнуть ценности данного этноса, отождествлять себя с ним или нет. Как правило, идентичность индивида зависит от принадлежности его родителей к определенной этнической группе и используемому языку (принято считать, что это основные критерии (подробнее об этнодифференцирующих признаках: (Файзуллин, Зарипов, 1997). Но очень часто именно эти критерии становятся проблемой при самоопределении. Такая ситуация может возникнуть в полиэтнических обществах и очень часто - в гетероэтнических семьях, когда ребенку трудно определиться, а в процессе социализации ему не прививаются ценности какой-то одной группы. Кроме того, с такого рода трудностями сталкиваются и семьи мигрантов (в тех ситуациях, когда родители переезжают, и дети рождаются за пределами этнической родины). Иногда этническая группа, будучи меньшинством, постепенно отказывается от употребления языка, чтобы дети могли контактировать с представителями большинства. Дети принимают идеи большинства, иногда презирая "своих". Они воспитываются в другой культуре, привыкают к ней, но этническое большинство может и не принять их. В этом случае они могут стать маргиналами, так как нет гарантии, что представители своего этноса примут их. "Дети иммигрантов быстро воспринимают многие элементы новой культуры, сравнивают их с культурой и образом жизни своих родителей и нередко решают жить по-новому, как принято в данном обществе. И в своих домах они стараются создать такую обстановку, чтобы не стесняться приглашать своих сверстников. Молодые люди нередко переживают стыд за "устаревший" стиль жизни своих родителей" (Налчаджян, 2004, с.112). Но даже в такой ситуации, когда общение на родном языке отсутствует или практикуется только в семейном общении, нельзя утверждать, что и этничность тоже изменится. Иногда человек, оказываясь в новой обстановке, теряется и не знает, как ему себя вести. Тогда может возникнуть ситуация, которая связана с так называемым "двойным" самосознанием. В этом 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz