Жалнин, Д. Е. Дело о задержании парохода «Утгард» по случаю объявления германской войны // Ушаковские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2004. - С. 113-117.

Д.Е. Жалнин ДЕЛО О ЗАДЕРЖАНИИ ПАРОХОДА «УТІ АРД» ІІО СЛУЧАЮ ОБЪЯВЛЕНИЯ ГЕРМАНСКОЙ ВОЙНЫ (По материалам Государственного архива Мурманской области) Период первой мировой войны в истории русского Севера всё ещё остаётся недостаточно изученным. Между тем в это время закла­ дывались основы будущего мироустройства, вызревали предпосылки революционных событий, создавалась база интервенции, наконец, этим событиям обязан своим возникновением город Мурманск. Изучение первых дней любой войны представляет огромный интерес для исто­ риков. Именно в эти дни наиболее отчётливо проявляются и степень подготовленности к войне, и отношение к ней общества, крушение предвоенных представлений и иллюзий. В связи с этим, несомненную ценность представляют материалы ковдской таможенной заставы (фонд 101-и Государственного архива Мурманской области), относящиеся к лету 1914г. Объявление войны не стало неожиданностью. Уже 17 июля при­ шло известие о начале частичной мобилизации. Посыльному судну «Ба­ кан», готовившемуся выйти к Новой Земле, телеграммой морского ми­ нистра в связи с «возможностью разрыва с Австрией», было велено оставаться в Архангельске.137Среди местного населения росла тревога, а с началом войны было приостановлено пароходное сообщение на Бе- ломорье и Мурмане. Между тем в русских водах продолжали свою дея­ тельность торговые суда под германским флагом. К 1914 г. торговый флот Германии занимал второе место в мире после английского и составлял 10,9% мирового тоннажа. Однако гер­ манское верховное командование, рассчитывая закончить войну в са­ мый короткий срок, не приняло никаких мер для организации морских перевозок в военное время.138Уверенность в исходе войны проявляли и капитаны арестованных германских судов, угрожая скорой расплатой за «произвол российских властей». В результате такого недомыслия свыше 90 паровых судов гер­ манского и австрийского торговых флотов были задержаны в русских территориальных водах и портах. Между тем в германских портах и в море были задержаны только 6 российских пароходов и 14 парусных судов (ещё один был затоплен собственной командой). При этом из них только 3 парусника и 1 пароход («Рязань») числились приписанными к 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz