Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.

Наконец, в апреле 1917 г. Адмиралтейство констатировало утрату Англией господства на море и непригодность всех применяемых до сего времени методов ведения войны на море. Таким образом, было признано крушение всей доктрины английского флота и невозможность для Англии избежать катастрофы без помощи Америки. Введение конвойной системы означало изменение всей структуры морских транспортных операций. Было признано необходимым сократить число коммуникационных линий с целью усиления их охраны. Для этого предлагалось ликвидировать коммуникации салоникского фронта, отозвав войска с этого фронта, прекратить военные перевозки на отдельных транс­ портах, ликвидировать океанские пути сообщения, по которым шёл ввоз рабочей силы. Сосредоточение движения наиболее жизненных грузов на одном пу­ ти весьма упрощало вопрос охраны судоходства. Такое сосредоточение могло осуществиться только при участии Америки. Правительство США, получив извещение об этом проекте, энергично к нему присоединилось. В начале июня особой комиссией была разработана система органи­ зации конвоев и органов управления ими в Адмиралтействе и в портах; кроме того, проведено оборудование торговых судов средствами сигнали­ зации и связи. Для начальников конвоя была разработана специальная инструкция1. Наконец, в начале сентября 1917 г. в Лондоне состоялась морская конференция союзников, где, наряду с другими вопросами, обсуждался вопрос о конвоях. Английское высшее морское командование отнюдь не склонно было придавать конвоям первенствующее значение в деле защиты торговли, отдавая предпочтение сомнительной операции по закупорке германских портов. В противовес им американцы выдвигали на первое ме­ сто конвои с использованием для их охраны линейных кораблей2. Конвойная система потребовала ускорения постройки огромного ко­ личества эсминцев и крейсеров, а непрерывное патрулирование и траление- привлечения около 5 тыс. вспомогательных судов с командами в 250 тыс. чел. Постепенное вооружение торговых судов потребовало 13 тыс. орудий и 65 тыс. чел. артиллерийской прислуги3. Однако, несмотря на громадное численное и качественное развитие противолодочных средств, активная деятельность сравнительно небольшо­ го числа подлодок так и не была полностью парализована. Введение конвойной тактики отразилось и на судоходстве у берегов Мурмана: в августе 1917 г. английское Адмиралтейство установило новую систему проводки - транспорты, идущие в Архангельск, первоначально ' Шталь А.В. Указ. соч. - С. 184-185. Там ж е .- С . 196-197. 3 Там же. - С. 240. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz