Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.
Наконец, в апреле 1917 г. Адмиралтейство констатировало утрату Англией господства на море и непригодность всех применяемых до сего времени методов ведения войны на море. Таким образом, было признано крушение всей доктрины английского флота и невозможность для Англии избежать катастрофы без помощи Америки. Введение конвойной системы означало изменение всей структуры морских транспортных операций. Было признано необходимым сократить число коммуникационных линий с целью усиления их охраны. Для этого предлагалось ликвидировать коммуникации салоникского фронта, отозвав войска с этого фронта, прекратить военные перевозки на отдельных транс портах, ликвидировать океанские пути сообщения, по которым шёл ввоз рабочей силы. Сосредоточение движения наиболее жизненных грузов на одном пу ти весьма упрощало вопрос охраны судоходства. Такое сосредоточение могло осуществиться только при участии Америки. Правительство США, получив извещение об этом проекте, энергично к нему присоединилось. В начале июня особой комиссией была разработана система органи зации конвоев и органов управления ими в Адмиралтействе и в портах; кроме того, проведено оборудование торговых судов средствами сигнали зации и связи. Для начальников конвоя была разработана специальная инструкция1. Наконец, в начале сентября 1917 г. в Лондоне состоялась морская конференция союзников, где, наряду с другими вопросами, обсуждался вопрос о конвоях. Английское высшее морское командование отнюдь не склонно было придавать конвоям первенствующее значение в деле защиты торговли, отдавая предпочтение сомнительной операции по закупорке германских портов. В противовес им американцы выдвигали на первое ме сто конвои с использованием для их охраны линейных кораблей2. Конвойная система потребовала ускорения постройки огромного ко личества эсминцев и крейсеров, а непрерывное патрулирование и траление- привлечения около 5 тыс. вспомогательных судов с командами в 250 тыс. чел. Постепенное вооружение торговых судов потребовало 13 тыс. орудий и 65 тыс. чел. артиллерийской прислуги3. Однако, несмотря на громадное численное и качественное развитие противолодочных средств, активная деятельность сравнительно небольшо го числа подлодок так и не была полностью парализована. Введение конвойной тактики отразилось и на судоходстве у берегов Мурмана: в августе 1917 г. английское Адмиралтейство установило новую систему проводки - транспорты, идущие в Архангельск, первоначально ' Шталь А.В. Указ. соч. - С. 184-185. Там ж е .- С . 196-197. 3 Там же. - С. 240. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz