Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.

водных сил обеспечивалась неожиданными для противника техническими характеристиками, в частности район плавания, который у «северных» ло­ док составлял 4-5 тыс. морских миль1. Над коммуникациями нависла серьезная угроза, но повторить успех 1916 г. немецким подводникам уже не удалось. Статистика потерь на север­ ном морском театре показывает, что при высокой результативности, про­ демонстрированной германскими подводными лодками, и отсутствии дос­ таточно эффективной системы противолодочной борьбы цель блокирова­ ния или значительного ограничения межсоюзных перевозок на Севере была вполне достижима. Но противник на протяжении всей войны не восполь­ зовался этим шансом, ограничившись действиями небольших (2—4 боевых единицы) групп субмарин2. Причиной тому явилась необходимость кон­ центрации сил германского флота в связи с началом неограниченной под­ водной войны. Действия германских лодок на Севере носили эпизодический харак­ тер, тем не менее для эффективной противолодочной обороны судоходства в этом удалённом районе необходимо было постоянное присутствие зна­ чительных военно-морских сил. Переломным моментом формирования системы обороны русского Севера стал 1916 г. Рассмотрение вопросов, связанных с созданием флоти­ лии Северного Ледовитого океана, выходит за рамки проблематики данной работы, однако следует отметить, что традиционные представления о при­ чинах, повлиявших на принятие решения об организации оперативного со­ единения русского флота на данном театре военных действий, как правило, основаны на поверхностных суждениях. Создание флотилии не могло быть ответом на усиление военно-морской активности противника: действия германских субмарин в русских полярных водах начались лишь в августе 1916 г., а увеличение объёмов перевозок на северном морском театре явля­ лось следствием значительных перемен в самом характере войны. В основе принятия решения лежало переосмысление основных прин­ ципов взаимодействия союзников и изменение стратегической обстановки на решающих фронтах. В частности, провал Дарданелльской операции, вступление в войну Болгарии, повлекшие собой разгром сербской армии, окончательно похоронили надежды русского командования на восстанов­ ление транспортной коммуникации, проходящей через черноморские пор­ ты. Война приобрела затяжной характер, новые методы ведения боевых действий требовали объединения и перераспределения экономического 1Михельсен А. Подводная война 1914-1918 гг. - М ., Л., 1940. - С . 126-127. Имеющиеся в литературе сведения о 12 или даж е 27 германских лодках не имеют ос­ нований - речь идет о данных наблюдательных постов. Наиболее убедительными яв­ ляются данные о четырёх субмаринах, действовавших в 1917 г.: Залесский Н.А. Флот русского севера в годы первой мировой и гражданской войн // Летопись Севера. - 1972.-В ы п . 6 .- С . 146. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz