Жалнин, Д. Е. Первая мировая война на русском арктическом морском театре / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Мурм. гос. пед. у-т. - Мурманск, 2005. - Вып. 4. - С. 49-67.
водных сил обеспечивалась неожиданными для противника техническими характеристиками, в частности район плавания, который у «северных» ло док составлял 4-5 тыс. морских миль1. Над коммуникациями нависла серьезная угроза, но повторить успех 1916 г. немецким подводникам уже не удалось. Статистика потерь на север ном морском театре показывает, что при высокой результативности, про демонстрированной германскими подводными лодками, и отсутствии дос таточно эффективной системы противолодочной борьбы цель блокирова ния или значительного ограничения межсоюзных перевозок на Севере была вполне достижима. Но противник на протяжении всей войны не восполь зовался этим шансом, ограничившись действиями небольших (2—4 боевых единицы) групп субмарин2. Причиной тому явилась необходимость кон центрации сил германского флота в связи с началом неограниченной под водной войны. Действия германских лодок на Севере носили эпизодический харак тер, тем не менее для эффективной противолодочной обороны судоходства в этом удалённом районе необходимо было постоянное присутствие зна чительных военно-морских сил. Переломным моментом формирования системы обороны русского Севера стал 1916 г. Рассмотрение вопросов, связанных с созданием флоти лии Северного Ледовитого океана, выходит за рамки проблематики данной работы, однако следует отметить, что традиционные представления о при чинах, повлиявших на принятие решения об организации оперативного со единения русского флота на данном театре военных действий, как правило, основаны на поверхностных суждениях. Создание флотилии не могло быть ответом на усиление военно-морской активности противника: действия германских субмарин в русских полярных водах начались лишь в августе 1916 г., а увеличение объёмов перевозок на северном морском театре явля лось следствием значительных перемен в самом характере войны. В основе принятия решения лежало переосмысление основных прин ципов взаимодействия союзников и изменение стратегической обстановки на решающих фронтах. В частности, провал Дарданелльской операции, вступление в войну Болгарии, повлекшие собой разгром сербской армии, окончательно похоронили надежды русского командования на восстанов ление транспортной коммуникации, проходящей через черноморские пор ты. Война приобрела затяжной характер, новые методы ведения боевых действий требовали объединения и перераспределения экономического 1Михельсен А. Подводная война 1914-1918 гг. - М ., Л., 1940. - С . 126-127. Имеющиеся в литературе сведения о 12 или даж е 27 германских лодках не имеют ос нований - речь идет о данных наблюдательных постов. Наиболее убедительными яв ляются данные о четырёх субмаринах, действовавших в 1917 г.: Залесский Н.А. Флот русского севера в годы первой мировой и гражданской войн // Летопись Севера. - 1972.-В ы п . 6 .- С . 146. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz