Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.
24 взглядов кооператоров. Лишь в работах последних лет11, наконец, появились более взвешенные оценки кооперативной идеологии, по пытки рассмотреть ее без традиционных для советской историогра фии штампов. Но как бы то ни было, действительно, в своей основной массе и теоретики и практики кооперации связывали будущее страны с со циализмом или "кооператизмом" - "своеобразной системой отноше ний, которая возникает из применения принципа ассоциации к по требностям и целям эксплуатируемых классов при условии капита листического режима"12. Действительно и то, что, определяя в каче стве главной цели социалистический или близкий к нему идеал, они рассматривали кооперативное движение как наиболее прием лемое средство достижения этой цели. Известный народник Е. Д. Максимов, например, доказывал, что кооперация "должна культивировать общечеловеческую духовную ценность", что она "не дает власти человеку над человеком, классу над классом, даже большинству над меньшинством", что "сама экономическая природа кооперации есть высшее средство к высшим человеческим дости жениям, к обеспечению личности свободного, всестороннего, гармо нического развития", что, наконец, "кооперация не придаток какой- либо социальной системы, а совершенно самостоятельная социаль ная система, ведущая верным путем к вечным идеалам"13. Впрочем, столь крайние суждения не были характерны для боль шинства кооператоров. Многие из них, подобно известному коопе ративному деятелю М. И. Туган-Барановскому, не соглашались с трактовкой кооперации как островка социального мира. "Коопера ция, - писал он, - отнюдь не является социальным миром, а социаль ной войной, столь же принципиальной, как и политическая борьба рабочего класса"14. При этом социальная борьба понималась исклю чительно как мирная конкуренция с частным капиталом. "Коопера ция борется не насилием, не оружием, не баррикадами, а мирным строительством нового строя. Кооперация есть... борьба мирными средствами"15. Представление о возможности через кооперацию придти к ново му обществу создавало представление о ней как о крайне внуши тельной силе. Тот же М. И. Туган-Барановский утверждал, что "ко 11 Фигуровская Н. К. Кооперация и социализм. Некоторые проблемы формирования коопе ративной теории и борьба идей в области кооперативного движения начала XX века / / Коопе рация. Страницы истории. М., 1991; Бродская И. А. О двух концепциях кооперации в сельском хозяйстве:А. Чаянов и И. Емельянов// Кооперация. Страницы истории. М., 1991; Файн Л. Е. Отечественная кооперация. Иваново, 1994, и др. 12Пажитнов К. А. Основы кооператизма. М., 1918. С. 164. 13Артельное дело. 1921. №4. С. 51. Той же точки зрения придерживался А. В. Меркулов: "кооперация является... созидательным творческим социализмом’ (Меркулов А. В. Историчес кий очерк потребительской кооперации в России. М., 1919. С. 127). 14 Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1918. С. 96. 15Туган-Барановский М. И. Указ. соч. С. 196.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz