Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
        
 ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ ЛОПАРСКИЙ ПАСТЫРЬ Он ж и л на р уб еж е XVII и XVIII с толе тий . Не со в ерш и л в е л и  к и х д е я н и й , но с к р о м н ы й п у ть е го на зем л е д о с то и н наш е го вн им ан и я . В начале XVI в е ка христи а н ски е пр о п о ве д н и ки Ф е о д о  рит и Трифон крестили рос с и й ски х л опа ре й и приобщили их к правосл ав ной церкви . Но особое вним ание д ухо вное ведомство уделяло л опарям , ж и вш им по соседству с лю те  ра н с ким и с транам и — Ш веци  ей и Норвегией. При ход ским храмом для них стала Б ори  с о гл е б с ка я ц е р ко в ь на левом бер е гу ре ки Паз. С вящ енни  ком в нее был н азначен ко л я - нин Симеон Борисов. По п р ед пи сан ию а р хи е п и  с к о п а он з а клю ч и л с л о п а р я  ми пр иле гающ и х п о го сто в д о  го вор о воздании за его пас ты р с кую сл уж б у . Лопари по вза им н ом у с о гл а с ию п о лю  бовно оп ределили плату и так ж е п о лю бо в н о ж и л и д у х о в  ный наста в н и к и его паства. ’’СКАЗАЛ ПО СВЯЩЕНСТВУ ИСТИННУЮ ПРАВДУ” В устье ре ки Колы нахо дился П е чен гски й монастырь, обо сновавш ий ся зде сь после разорения е го шведами на р е ке Печенге. К ко н ц у XVII ве ка , несмотря на о гр ом ны е вотчинны е вла дения, м онасты р ь оскуде л . Всей братии насчи тывалось 14 че л о в е к, из ниУ то л ь ко один был грам отным . У п ад о к монастыря в зна чи тель ной , мере объ я снялся бе зд еятел ь ностью и расточительством монахов, ж и вш и х б е с ко н т  рольно. До хо лм о го р с ко го в л а ды ки не раз доходили све  дения о б есп ор ядо чном ж и  тье п е ч е н гс ко й братии. Весной 1696 года в Холмо- гора х о ка за л с я "п о с ы л ы ц и к из К о л ь с к о го о с т р о га " бори с о гл е б с ки й с в ящ е н ни к Симе он. А р х и е п и с ко п Афанасий восполь зовал ся случаем , что бы у зна ть о п о л о ж е н и и дел в монастыре. Со хранилась подробная запи сь того, что пред ставлял собой к а ж д ы й из 14 монахов по' Характерис ти ке С им еона Борисова. Все, что поведал он на расспросе, "с к а з а л по священству истин ную п р а в д у ". Вот н е ко то ры е места из п о ка за н и й Симеона Борисова. М онах Тихон — "хм е л ь н о е питье пьет в пьянство..., во нра ве мало п о с то я н е н ". М она х А пим пи й — "х м е л ь  н ого пития д е р ж и ц а не вма- л е ". М онах Сильвер ст — "п ь я н - стве н но го питья д е рж и тся не вмале..., за ним есть и м о н а с ты р с ко й к а з ны в похищении н ем ал о ” . М онах Илья — " ж и т ь е его со верш е нн о пь ян стве нное и м о н а сты р с ки е и збы тки , где что м о ж н о похищает воро вс к и " . Д ал ьш е о д р уги х, в та ком ж е п рим ерно духе. П о ка зан и я Сим еона Бори сова — не доносительство. Это тре во га з а . авторитет и судьб у ранее славной оби  тели, осно ванной святым Т ри  фоном . Это горесть по по воду ' падения нра во в и напрасной растраты до бра (во всем у м о нахов "о т безлю д ства и от похищения истеря н ем а л а я "). А р х и е п и с ко п Аф анасий по слал в К о л у с вое го п р ед с та  вителя с н а ка зом учесть м о  н а с ты р скую казну, составить ро спи сь доходов, а "ч е р н ц о в , ко то ры е в том м онасты ре ж и  вут пьянственно, зазорно... смирять... и плетми б е сп о  щадно б и ть ". I ОБЛИЧИТЕЛЬ ВОЕВОДЫ Уезды в XVII в е ке у п р а в л я  лись воеводами — ца р ским и нам естникам и , имевшими бол ьш ие права. Их п р и сы л а  ли из М о сквы на два года, и за это время они с трем и  лись обогатиться за счет под  вла стно го населения. Одни до во л ьство ва ли сь ум е р е н ны  ми поборами, д р уги е бесц е рем о нн о грабили ж и тел ей . В 1698 году к о л ь с ки й вое вода Иван В о р он е ц ки й в вы  м о га тельстве "п р и н ош е н и й " прев зош ел всех свои х пр ед  ш е с тв ен н и ко в и вы звал об  щее недовольство стрельцов, по с ад с ки х людей, лопарей и уе зд ны х крестьян. Тех, кто возмущ ался о ткры то дей стви  ями воеводы , В о р он е ц ки й по д вер гал и зуве р ским н а к а  заниям . Симеон Борисов реш и тель но осудил по ведение Ивана В о р о н е ц ко го , хотя к а к д у х о в  ное лицо не д о л ж е н был вме шиваться в дела светской власти. О д н а ко ’ св ящ е н ни к заступил ся за о б и ж е н ны х пр и х ож а н , явился к воеводе и потребовал п р екращ ения насилий. В челоби тной Пет ру I Симеон писал: "Я б о гом о  лец, молил, чтоб он. воевода, от т а к о го зло го свое го начи  нания ѵі душ е п а губ н о го с ре б  ролюбия и нагло сти п р е ста п ". Но не до стиг ж е л а е м о го : "О н ж е . воевода, при мно ги х сто- ронны х лю д ях бил меня, бо гомольца , н апр асно ж е и впредь хвалитца см ертным убийством при мно ги х по сад  с ки х лю д е х и с тр е л ь ц а х ” . | С в ящ ен н и к Симеон вы сту пил против спаивания ж и т е  лей. Обличая Ивана В ор он е ц  ко го в н е за ко н н о й п р о д а ж е вина и ущ е р б е /н а н о с и м о м го  сударе вой ка зн е . Симеон Бо рисов извещал правительство о том , что' воевода д е р ж и т в К о л е "м н о ги е куре хи (сам о го н ны е у станов ки ) у себя на двор е и за К о л ою -р е к ою у по- с а ц ко го ч е л о в е к а ". Зная, что воевода не про пустит чел оби тн ую в обы чном п о р яд ке , Симеон Борисов от правил ее в М о с кв у с по сл а н  ным от н е п о ко р ны х с тре л ь цов тайным х од оком . Тем врем енем з л о ко з н е н  ный воевода написал ар хи  е п и с ко п у Аф ан а сию ж а л о б у на с в ящ е н н и ка Симеона, об  винив е го в п о д д е р ж ке ос л уш н и ко в и кл е ве те на него — ч естного ц а р с ко го слугу. В л ады ка , поверив воеводе, учинил " с у д ” : п р и ка за л "т о го попа... о с т р и ч ь "’ и лишить священства. В январе 1699 го  да Симеон Борисов был от решен от сана, и дальнейш ая его судьба неизвестна. История почти наш и х дней. И. УШАКОВ. Краевёд.
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz