Тучков, А. И. Русский Север как форпост русской Православной цивилизации // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-воМурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. – С. 241-253.

Тучков Антон Иванович Всего Тойнби выделил 37 цивилизаций, хотя са­ мокритично писал, что им «было идентифициро­ вано девятнадцать обществ: западное, Православ­ ное, иранское и арабское (в настоящее время они [два последних. - Ред.] входят в исламское), инду­ истское, дальневосточное, эллинское, сирийское, китайское, минойское, шумерское, хеттское, вави­ лонское, андское, мексиканское, юкатанское, май- янское и египетское. Исследуя основания каждого отдельного общества, в одних случаях мы обнару­ живаем, что оно состоит в сыновнем родстве с бо­ лее древним обществом благодаря наличию вселен­ ской церкви. В других случаях такая связь не про­ сматривается. ( . . . ) Вселенская церковь является основным признаком, по­ зволяющим предварительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием для классификации обществ является степень удаленно­ сти от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем чтобы определить место каждого из них в непрерыв­ ном процессе развития. Попытка классификации по критерию религии выстроила следующий ряд: во-первых, общества, которые никак не связаны ни с последующими, ни с предшествующими обществами; во-вторых, общества, никакие связан­ ные с предшествующими, но связанные с последующими; в-третьих, обще­ ства, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее интимной, чем сыновнее родство через вселенскую церковь, связью, обу­ словленной движением племен; в-четвертых, общества, связанные через вселенскую церковь с предшествующим обществом сыновними узами; в-пятых, общества, связанные с предшествующими связью более глубокой, чем отечески-сыновняя, а именно: через передаваемую с незначительными изменениями или вообще без них организованную религию правящего меньшинства». Интересно, что одним из главных признаков цивилизации А. Дж. Тойнби считает религию, а нашу цивилизацию вообще называет «Православной», хотя для католически-протестантской используется гео­ графический термин - «западная». Для нашей темы важно понимание одного термина, используемого А. Дж. Тойнби, - это понятие цивилизаци­ онного форпоста. «Назовем народы, государства или города, испытываю­ А.Д. Тойнби (1889 -1975) - британский историк, философ истории, культуролог и социолог. 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz