Сулейманова, О. А. Глава 10. Вещь в трансляции семейных и этнических традиций // Гуманитарные исследования в Кольском научном центре РАН: история и основные направления / Разумова И. А., Бусырева Е. В., Змеева О. В. [и др.] ; Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 272-300.

403 Излагать биографию старых семейных вещей всегда сложнее, поскольку чаще всего они появились в семье задолго до рождения их нынешних хозяев1. Отношение к вещи «зависит от степени пережитости и осмысленности данной вещи, от того, насколько освоена она в духовном опыте владельца. Если в ней угаданы какие-то существенные смыслы и запечатлены в подписи, в комментарии к ней, то такая вещь вполне достойна стать экспонатом лирического музея»2. Вещь включается в такой словесный контекст, где её прямая бытовая функция получает переносный и обобщённый смысл. И в этом плане «лирический музей представляет собой совокупность текстов, извлекающих, “вытягивающих” из вещей все возможные смыслы — исторические, биографические, символические, ассоциативные»3. Значение имеет не товарная цена, а жизненная стоимость вещи, тот смысл, который она приобрела для людей за время служения им. Религиозные предметы, в связи с их высокой символической ценностью, часто переходят в разряд семейных реликвий или памятных вещей, трепетно хранятся в семье на протяжении нескольких поколений. Кроме того, иконы были в числе тех предметов, которые при малейшей возможности переселенцы забирали с собой при переезде4. В целом, «памятные вещи» способствуют сохранению и передаче семейного знания, конструированию общей и индивидуальных биографий, поддержанию семейно-родственного единства, а в ряде случаев — локальной и этнической идентичности. Если говорить о гендерном факторе, то стереотип, что женщины склонны хранить вещи и наделять их дополнительными мемориальными смыслами, а мужчины выбрасывать, — также далеко не всегда оправдывается. Выявлена склонность к «собиранию» семейного предметного фонда не только индивидуальной, но и семейной памяти у представителей младшего поколения семей. Один из важных факторов такого поведения — контрпозиция по отношению к родительскому (иногда и прародительскому) поколению, не сохранившему семейную историю. 1Сулейманова О. А. «История одного топора и двух стульев»: биография вещей в современной культуре // Живая старина. 2017. № 1. С. 50-53. 2 См.: Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX- XX веков. Раздел IV. В поисках целого. Вещь и слово. О лирическом музее. М., 1988. URL.: http://www.booksite.ru/localtxt/epsh/tein/epshtein_m/parad_nov/index.htrn (дата обращения: 10.06.2023). 3Там же. 4 Давыдова А. С., Сулейманова О. А. Материальные и духовные аспекты адаптации переселенцев к арктическому пространству в период строительства социалистического города // Полярные чтения — 2018 (Технологии и техника в истории освоения Арктики): материалы Шестой Междунар. науч.-практ. конф. URL.: http://polarconf.ru/index.php/tezisy (дата обращения 10.06.2023).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz