Сулейманова, О. А. Глава 10. Вещь в трансляции семейных и этнических традиций // Гуманитарные исследования в Кольском научном центре РАН: история и основные направления / Разумова И. А., Бусырева Е. В., Змеева О. В. [и др.] ; Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 272-300.

399 в пределах одной семьи может по-разному означиваться и восприниматься. Выявился ряд оснований оценочных различий. Процессу семиотизации вещи в семейной культуре присуща своя специфика, связанная с формами жизнедеятельности семьи, семейной ролевой структурой, событиями жизненного цикла, межличностными и внешними коммуникациями, эмоциональной составляющей внутрисемейных отношений и другими основаниями. Факторами семиотизации чаще всего выступают временной, событийный и личностный. Определились поколенные, гендерные (связанные с семейными ролями) и индивидуальные различия в отношении к семейным вещам разных категорий. Семейные реликвии. Есть вещи, которые обладают самым высоким статусом в семье. В самом общем представлении и практике семейными реликвиями являются предметы1: а) длительное время сохраняющиеся в семье; б) передающиеся по наследству; в) имеющие особое символическое значение как воплощение идеи рода. По типу предметов среди реликвий выделяются: культовые вещи, украшения, одежда, текстильные изделия, посуда и кухонные принадлежности, орудия труда, книги, музыкальные инструменты и некоторые другие. В 2005 г. в Апатитах сотрудниками Центра гуманитарных проблем КНЦ РАН и Центра независимых социологических исследований было проведено исследование «Молодёжь и семейная память» в рамках проекта «Координаты социального самочувствия молодёжи: стереотипы и реалии». Целью исследования было получение информации о системе знаний молодёжи об истории своей семьи. Проводился опрос молодёжи возрасте от 18 до 29 лет методом стандартизированного интервью (150 человек). Одной из задач было изучение предметно-вещественного наполнения пространства семейной памяти, иными словами, выяснение того, что именно хранится в семье в качестве свидетельств прошлого и памяти о предках. Иерархия хранимых в семье предметов представлена ниже (табл. 5), из чего следует, что в каждой семье участников исследования в качестве свидетельств прошлого хранились фотографии. Данный социальный факт свидетельствовал о том, что хранение фотографий в семье имеет систематизированную форму. Особый интерес заключался в выяснении факта наличия/ отсутствия в семье каких-либо семейных реликвий (табл. 6) и того, что именно выступает в качестве реликвии и хранится в семье (табл. 7). 1 Разумова И. А. Семейные реликвии // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы: сб. / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. Т. XLVII. С. 63.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz