Сорокажердьев, В. В. Пламя его куполов. Воскресенский собор в Коле, 1684-1854 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2020. - 42, [2] с. : ил., цв. ил., портр.
переднем плане изображена «Миранда». Правая часть города — уже в пожаре, за дымлена. Левая часть ещё не тронута огнём, постройки хорошо просматриваются — башни и стены старинного острога, Воскре сенский собор, каменная Благовещенская церковь, дома в Верховье. В собор уже по пал снаряд, одна сторона его выпустила клуб дыма. Рисунок сделан на западный ма нер, словно это не православный храм из дерева, а готический из камня, однако верх храма, многочисленные главы на тонких шеях переданы верно. Изобразительное наследие Кольского Воскресенского собора невелико — не сколько рисунков да панорама Колы 1797 года. Причём, нет уверенности, что спасён ные Шешениным рисунки совершенно точ но отображают размеры и детали архитек турного облика шедевра. Нет цельного объёмного прижизненного изображения храма с центральной восточной стороны. Советский архитектор Пётр Максимов, ра ботая с рисунками, загадывался по отдель ным частям храма: то ли это шатёр с четырь мя главами по углам, то ли пятиглавый куб? С рисунками работал также патриарх рес таврации — Пётр Барановский, внёсший в архитектуру собора некоторые поправки. Кроме многоглавия, сопутствующих ар хитектурных элементов в кольском шедев ре исследователей привлекала также кры тая галерея с оконцами, охватывающую за падную сторону от северного крыльца до южного. Она имела внутреннее общение со всеми церквями, опиралась на наклонные вовнутрь стены-подклети, отчего собор ка зался воздушным, приподнятым над зем лёй. Отмечая округлость галереи, архитек тор Геннадий Мокеев сравнил его с кораб лем, на котором люди плывут в будущее по грозному Ледовитому океану, вдоль самой северной границы христианского мира. Собственно, церковь считалась в правосла вии плывущим по житейскому морю спаси тельным судном. Реконструкция Кольского отрога Н. Быстрякова 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz