Сорокажердьев, В. В. Пламя его куполов. Воскресенский собор в Коле, 1684-1854 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2020. - 42, [2] с. : ил., цв. ил., портр.

переднем плане изображена «Миранда». Правая часть города — уже в пожаре, за­ дымлена. Левая часть ещё не тронута огнём, постройки хорошо просматриваются — башни и стены старинного острога, Воскре­ сенский собор, каменная Благовещенская церковь, дома в Верховье. В собор уже по­ пал снаряд, одна сторона его выпустила клуб дыма. Рисунок сделан на западный ма­ нер, словно это не православный храм из дерева, а готический из камня, однако верх храма, многочисленные главы на тонких шеях переданы верно. Изобразительное наследие Кольского Воскресенского собора невелико — не­ сколько рисунков да панорама Колы 1797 года. Причём, нет уверенности, что спасён­ ные Шешениным рисунки совершенно точ­ но отображают размеры и детали архитек­ турного облика шедевра. Нет цельного объёмного прижизненного изображения храма с центральной восточной стороны. Советский архитектор Пётр Максимов, ра­ ботая с рисунками, загадывался по отдель­ ным частям храма: то ли это шатёр с четырь­ мя главами по углам, то ли пятиглавый куб? С рисунками работал также патриарх рес­ таврации — Пётр Барановский, внёсший в архитектуру собора некоторые поправки. Кроме многоглавия, сопутствующих ар­ хитектурных элементов в кольском шедев­ ре исследователей привлекала также кры­ тая галерея с оконцами, охватывающую за­ падную сторону от северного крыльца до южного. Она имела внутреннее общение со всеми церквями, опиралась на наклонные вовнутрь стены-подклети, отчего собор ка­ зался воздушным, приподнятым над зем­ лёй. Отмечая округлость галереи, архитек­ тор Геннадий Мокеев сравнил его с кораб­ лем, на котором люди плывут в будущее по грозному Ледовитому океану, вдоль самой северной границы христианского мира. Собственно, церковь считалась в правосла­ вии плывущим по житейскому морю спаси­ тельным судном. Реконструкция Кольского отрога Н. Быстрякова 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz